В песне «Перемен» Виктор Цой пел именно о необходимости политических изменений, а спецоперацию на Украине поддержал бы едва ли. Об этом NEWS.ru рассказала Наташа Васильева-Халл, фотограф Ленинградского рок-клуба и автор книг о Цое. Интервью вышло в день 60-летия певца 21 июня.

О песне «Перемен»

Сейчас некоторые утверждают, что Виктор Цой совсем не имел в виду перемены политические, когда писал и исполнял «Хочу перемен!» На самом деле именно их он и имел в виду. В конце советского периода, в середине 1980-х в СССР чувствовался такой жуткий застой! Запреты на все! Противно, неинтересно. И хотелось перемен. Цой написал об этом задолго до того, как Михаил Горбачев объявил перестройку. Горбачев вынужден был ее объявить, так как массовое сознание изменилось.

О трудностях на пути к статусу звезды

Он был рожден рок-звездой. И стал рок-звездой, несмотря на огромное сопротивление внешней среды. В истории мировой рок-музыки я знаю только один яркий пример человека, преодолевшего эти расовые предрассудки — Боб Марли, который был рожден от белого отца и мамы-негритянки. Так же с Цоем, которого в школе дразнили «япошкой» и гнобили.

Он сумел преодолеть это недоверие, пренебрежение. И он стал тем, кем стал — рок-легендой, в сокровищнице русской музыки остался навсегда.

Марьяна [Марьяна Цой, женщина, от которой у певца был сын] рассказывала мне, почему у Вити не складывались отношения с отцом: тот его всегда ругал. За то, что песни поет и работает на «не престижной должности» кочегаром. И Марьяну он гнобил за то, что такая статная яркая женщина за кочегара вышла.

О мрачности Цоя

Это выдумки — про его якобы нелюдимость и мрачность — тех людей, которые его не знали. Дело в том, что после выхода на экраны фильма «Асса» к Вите начали приходить журналисты, которые раньше занимались пленумами местных советов, освещали открытия Домов пионеров. А тут вдруг рок-музыка, группа «Кино» стала модной, и надо было и об этом писать, потому что «пришли перемены». Эти ребята, ничего не понимавшие в рок-музыке, задавали очень глупые вопросы. Витя неохотно на них отвечал. Так и возник миф о его якобы мрачности. При личном общении он был абсолютно другим.

О роли в фильме «Асса»

Виктор говорил, что ему кажется, будто он там как заноза, как гнилой зуб — ни пришей, ни пристегни. И мое мнение такое же. Кино, я считаю, плохое.

Соловьев [режиссер фильма Сергей Соловьев] к тому времени был уже знаменитым. Он почувствовал, что времена меняются и надо выйти на молодежную аудиторию, найти дорожку. Посторонний человек, который не имел понятия о рок-музыке. Под конец фильма вставил Цоя с песней.

О том, поддержал бы Цой спецоперацию

Я недавно сдала в печать новый буклет к юбилейному туру возродившейся группы «Кино». В буклете я использовала цитаты из различных интервью Виктора Цоя.

Одна из цитат звучит дословно так: «Самое главное, чего бы хотелось, чтобы люди достигли какого-то взаимопонимания, чтобы эти огромные размешенные национальности, вероисповедания, общественный строй наконец поняли друг друга, если это возможно… И тогда все встало бы на свои места, и уже больше никаких желаний не было бы». Киев. Март 1990 года.

Я полагаю, в этих строках заключается ответ на ваш вопрос.

О смерти Цоя

Все не просто так в жизни происходит, не случайно, а кармически, Господней волей. Как смерть Леннона вознесла его последний альбом на вершину, и тот месседж, посыл, информация, которую Леннон в этом альбоме заложил, дошла до большего количества людей. А информация очень важная в альбоме. То же с Цоем.

В его «Черном альбоме», ставшем последним, гениальные песни. Может быть, важнее жизни этот месседж, мы же не знаем. В его последних песнях присутствует трагичность и предопределенность: «Кукушка», «Печаль»… Думаю, будучи связанным с сущностными законами бытия, Витя на момент написания этих песен, возможно, уже предчувствовал.