Адвокату оппозиционера Алексея Навального Ольге Михайловой заочно предъявили обвинение по делу об участии в экстремистском сообществе. Об этом сама юрист рассказала на своей странице в Facebook (принадлежит Meta*). ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщал, что Михайлова проходит обвиняемой по тому же делу, по которому ранее были арестованы трое других защитников политика.

«Оказывается я не защищала Алексея Навального по всем уголовным и административным делам, не выигрывала жалобы в Европейском Суде, а участвовала в экстремистском сообществе, созданном им в 2011 году», — написала Михайлова.

По словам адвоката, делом, заведенным в отношении нее, занимаются те же следователи, что вели все дела против Навального. «Защищаешь 16 лет человека, сначала он “украл весь Кировлес”, затем был “мошенником”, потом “оклеветал ветерана” и “оскорбил судью с прокурором”, потом стал снова “мошенником”, а недавно еще и “экстремистом” — значит сама экстремист», — добавила она.

Юрист отметила, что всегда исполняла только адвокатские обязанности по защите клиента и представляла его интересы в различных инстанциях. Михайлова также сообщила, что находится за рубежом — она уехала из России незадолго до ареста коллег.

Михайлова заявила, что “твердо верила, что будет оставаться в России и защищать клиентов до конца”, однако задержания трех других адвокатов Навального решила, что «возвращаться в тюрьму бессмысленно».

«Да, сейчас я с дочерью в чужой стране. <…> Я надеюсь все же быть более полезной на свободе, а не в колонии, где и так мы провели все лето, участвуя в абсурдном закрытом для публики спектакле “суд по делу об экстремизме Навального”», — заключила юрист.

В середине октября 2023 года экс-директор Фонда борьбы с коррупцией** Иван Жданов*** сообщил об обысках у защищавших Навального адвокатов Вадима Кобзева, Игоря Сергунина и Алексея Липцера. Тогда же бывший руководитель юридической службы ФБК** Вячеслав Гимади написал в своем телегам-канале, что обыски проходят по делу об участии в экстремистском сообществе.

Кроме того, Жданов*** со ссылкой на материалы дела утверждал, что, по версии следствия, адвокаты «обеспечивали регулярную передачу информации между руководителями, участниками экстремистского сообщества и Навальным». Оппозиционер, таким образом, «продолжил осуществлять функции лидера и руководителя экстремистского сообщества при планировании, подготовке, создании условий и совершении преступлений экстремистской направленности», считает СК. Обыски у адвокатов Гимади и Жданов*** назвали шагами к «полной изоляции» Навального.

После обысков Сергунина, Липцера и Кобзева задержали в качестве подозреваемых. Вечером того же дня Басманный суд Москвы арестовал адвокатов на два месяца. Заседания по их делам прошли в закрытом режиме.

Спустя три дня на портале Legal Petition появилось обращение к Федеральной и региональным палатам адвокатов с призывом провести с 25 по 28 октября забастовку в связи с давлением на адвокатское сообщество. Одним из поводов к проведению акции назван арест защитников Навального. Авторы обращения предложили адвокатам три дня не участвовать в судопроизводстве.

Минюст предупредил адвокатов, что такие действия будут восприняты как нарушение Закона об адвокатуре. В Федеральной палате адвокатов (ФПА) заявили, что «существуют иные законные формы выражения гражданской позиции». В организации подчеркнули, что успешность защиты прав адвокатов «обеспечивается профессионализмом и ответственностью, а не демагогическим шумом».

Позднее арест адвокатов прокомментировал и Алексей Навальный. По его словам, обвинения в их адрес являются «нелепыми», а их преследование — «демонстративно незаконно». Кроме того, Навальный подчеркнул, что последний раз сотрудничал с Липцером и Сергуниным больше года назад.

В середине ноября Росфинмониторинг внес Кобзева, Сергунина и Липцера в перечень «террористов и экстремистов». Согласно действующему законодательству, банки, обслуживающие счета юристов, обязаны заморозить средства людей, получивших такой статус.


* деятельность Meta по распространению соцсети Facebook в России признана экстремистской и запрещена

** ФБК признан иноагентом и экстремистской организацией, его деятельность в России запрещена

*** признан Минюстом России иноагентом