Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале заявил, что Европа должна найти способ оплатить российский газ в рублях, потому что иначе поставки прекратятся. Политик также предложил расширить список товаров, которые следует продавать другим странам за рубли, включив в него удобрения, зерно, масло, нефть, уголь, металлы и лес. RTVI узнал, что об этой инициативе думают в Госдуме и Высшей школе экономики (ВШЭ). Там, в частности, считают, что Москва на фоне санкций может реализовать предложение Володина, чтобы усилить давление для отмены ограничений.
Идея Володина
Вячеслав Володин 30 марта в своем телеграм-канале заявил, что Европа отказалась оплачивать поставки энергоносителей в рублях. Он указал, что после этого потоки газа по газопроводу «Ямал — Европа» упали до нуля. Володин призвал Евросоюз «заканчивать разговоры и перестать искать оправдания, почему их страны не могут платить в рублях».
По словам спикера Госдумы, сейчас у Европы есть все возможности рассчитываться с Россией в рублях и «никакой трагедии в этом нет». Володин заметил, что хуже, когда «деньги есть, а товара нет». Кроме того, он предложил расширить список экспортируемых за рубли товаров, упомянув удобрения, зерно, масло, нефть, уголь, металлы и лес.
«В этой связи обращаюсь к коллегам из национальных парламентов недружественных стран. Отнеситесь более серьезно к вопросу рублевых взаиморасчетов. Политикой санкций, пытаясь изолировать нас, вы изолировали себя. За принятые решения надо отвечать», — подчеркнул спикер Госдумы.
«Бесплатно ресурсы никто поставлять не будет»
Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в беседе с RTVI отметил, что после того, как Европа запретила России работать с долларом и евро, Москва была вынуждена перейти к идее принимать оплату только в рублях. В ином случае пришлось бы поставлять энергоносители «бесплатно», считает депутат. Завальный напомнил, что сейчас российская сторона просто физически не может принимать оплату в валюте США и Евросоюза.
«Список [товаров на экспорт за рубли] действительно можно и нужно расширить до тех пор, пока не будут отменены санкции против нашей финансовой системы в отношении операций с евро и долларом. Мы вынуждены так поступать, потому что Россия не может использовать евро и доллар, все эти активы будут заморожены. А бесплатно ресурсы никто поставлять не будет», — подчеркнул парламентарий.
«Это экономическая битва»
Замглавы Центра истории и методологии экономической науки НИУ ВШЭ Денис Мельник в беседе с RTVI пояснил, что заявление Володина относится не столько к сфере торговых отношений, сколько к экономическому противостоянию в формате войны. Экономист отметил, что предложения спикера, как и другие на эту тему, являются «примером экономической битвы» России с Европой.
«Вопрос не в том, экономически это обосновано или нет, а у кого есть более сильные позиции и кто, опираясь на них, получит тактическое или даже стратегическое преимущество. Сейчас мы ведем битву, в которой, по сути, предлагаем: либо вы не получите наш газ, либо платите нам за него в рублях», — пояснил Мельник.
Позиции России в отношении поставок газа довольно сильные, заметил эксперт, и этот рычаг может помочь стране «заставить потенциального противника уступить». Мельник напомнил слова российских властей о том, что Евросоюз «будет вынужден согласиться» на условия Москвы. Однако Европа всё равно может отказаться и «пойти на принцип», добавил экономист.
«Например, они скажут: война так война, перекрывайте свой вентиль. Это чисто политический выбор или военно-политический, если угодно», — сказал Мельник.
Что касается идеи расширить список товаров на экспорт, которые можно продавать за рубли, то здесь, заметил экономист, позиции России слабее, чем в отношении газа. Однако, продолжил экономист, если Европа согласится уступить по газу, тогда есть шансы, что и по другим направлениям удастся договориться на оплату в рублях. При этом Мельник подчеркнул, что даже по газу еще вопрос не решен, а понять, какой вердикт в итоге приняла Европа, получится не раньше середины или конца апреля.
«Считать, что на нашей стороне абсолютное преимущество, было бы шапкозакидательством. Мы не знаем, какое решение по газу будет в реальности принято. Сейчас лишь ясно, что Россия демонстрирует готовность стоять на своем. Но подчеркну: не стоит впадать в эйфорию, что Европа без труда согласится. Надо понимать, что и противник силен», — предупредил эксперт.
Мельник добавил, что нельзя также рассматривать «экономическую битву» с Европой отдельно от других событий, в том числе от конфликта на Украине. Он уточнил, что напряженные отношения Москвы и Брюсселя по поставкам энергоносителей «являются лишь одной из битв на широком фронте боевых действий».
Переход на рубли
На совещании с правительством 23 марта президент России Владимир Путин поручил проработать механизмы приема оплаты за поставки газа европейским странам в рублях. Глава государства уточнил, что эта мера должна быть введена в отношении «недружественных» государств, власти которых ввели антироссийские санкции.
По словам Путина, контрагентам будут созданы условия для закупки рублей на внутрироссийском рынке, а поставки продолжатся с сохранением ценовых и количественных параметров, зафиксированных в контрактах. «Российская Федерация дорожит своей репутацией», — заявил глава государства.
Негативная реакция на распоряжение российского лидера последовала из Европы практически сразу же. В частности, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз не позволит платить за газ российскими рублями, а премьер-министр Бельгии Александер де Кроо расценил смену валюты оплаты как изменение условий контрактов и предложил в таком случае пересмотреть и цены.
В Бундестаге признали, что оплата российского газа рублями теоретически возможна, но фактически она будет означать обход санкций самими же европейскими странами, которые их и ввели. Министр энергетики Болгарии Александр Николов сообщил, что в стране есть финансовый контрагент, способный организовать перерасчет стоимости поставок в рубли и организовать оплату. Президент Сербии Александр Вучич выразил обеспокоенность по поводу принятого Москвой решения и спрогнозировал, что из-за него возникнут «серьезные проблемы», поскольку покупатели российского газа могут усмотреть в этом нарушение контрактов.