Власти Казахстана требуют ужесточить контроль реэкспортируемых товаров до конечного пункта назначения, передает Financial Times (FT) со ссылкой на «официальных лиц» республики. Эта мера, поясняет издание, необходима на фоне стремления Запада не допустить, чтобы компании и частные лица помогали России обходить санкции.

Казахстан имеет самую протяженную из стран Центральной Азии сухопутную границу с Россией, напоминает FT. В 2022 году республика столкнулась с резким ростом экспорта на российский рынок, испытывающий проблемы с поставками многих импортных товаров (например, бытовой техники) из-за санкций.

«Казахстан, являющийся одним из ближайших партнеров России благодаря историческим и культурным связям, не вводил никаких санкций или ограничений на торговлю с ней. Но он также поддерживает тесные торговые отношения с ЕС», — пишет Financial Times, отмечая, что после начала военной операции на Украине Казахстан вынужден «балансировать на дипломатическом канате», чтобы сохранить связи с Россией и не навредить своим отношениям с Евросоюзом.

Казахстанские чиновники утверждают, что «всплески» объемов экспорта объясняются не только увеличением реэкспорта товаров в Россию, но и другими причинами. Они также указывают на меры, принятые властями республики, чтобы соблюсти санкционные ограничения, — например, на введение новой системы таможенного контроля.

По данным издания Eurasianet, с 1 апреля 2023 года таможенная служба Казахстана начнет пользоваться новым онлайн-инструментом, который позволит ей в режиме реального времени отслеживать всю цепочку движения реэкспортируемых товаров «от границы до границы».

«Мы понимаем все риски вторичных санкций, поэтому внимательно следим за нашей взаимной торговлей со всеми партнерами», — сказал FT высокопоставленный казахстанский чиновник, добавив, что страна «постоянно работает над снижением рисков, связанных с реэкспортом».

Данные Национального бюро статистики Казахстана демонстрируют 25-процентный рост экспорта в Россию в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Например:

  • в 2021 году из Казахстана в Россию вообще не экспортировались стиральные машины;
  • в 2022 году объем их экспорта достиг почти 100 тыс. штук.

Кроме того, поясняет FT со ссылкой на казахстанских чиновников, многие товары, реэкспортируемые республикой в Россию, хоть и прибывают из Европы, но изначально поступают из Турции и Китая, которые не вводили никаких ограничений на торговлю с российской стороной.

FT поясняет, что подразумевает под «реэкспортом» поставки импортных товаров, которые российские власти называют «параллельным импортом», и в эти альтернативные цепочки поставок, которые теоретически могут быть расценены Западом как нарушение санкционных ограничений, включены члены Таможенного союза — например, Казахстан и Армения.

«Компании, принадлежащие местным жителям или созданные гражданами России, покупают товары у западных фирм, которые покинули российский рынок после начала военной операции на Украине или прекратили экспорт своей продукции из-за санкций», — объясняет FT.

По версии издания, чаще всего «параллельный импорт» (реэкспорт) применяется для поставок потребительских товаров — например, мобильных телефонов, которые реэкспортируются в Россию из «третьих стран» через страны Таможенного союза.

«Параллельный импорт» был введен российскими властями для определенных категорий (или брендов) товаров, которые не могут поставляться в страну легальным путем из-за введенных Западом санкций. Так, неделю назад Минпромторг России разрешил таким образом ввозить в страну продукцию шведской компании IKEA, косметические бренды Lancôme, Giorgio Armani и Yves Saint Laurent, а также некоторые марки одежды и другую продукцию.

В начале марта стало известно, что реэкспорт санкционных товаров в Россию начала блокировать турецкая таможня. Логистические компании пояснили, что чиновники отказались оформлять грузы, не обосновывая свои действия никакими официальными документами, но требовать обоснований в данном случае бессмысленно, поскольку со стороны властей документирование проблем с реэкспортом означало бы признание работы в рамках параллельного импорта товаров в Россию.