Находящиеся за границей российские бизнесмены, попавшие под санкции после начала боевых действий на Украине, регулярно получают звонки из Кремля с призывом вернуться в Россию. Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на двух человек, получавших подобные звонки.
В материале FT, озаглавленном «Российские меланхоличные олигархи», рассказывается о том, в каком положении оказались российские бизнесмены после начала военной операции на Украине и введения санкций. В нем, в частности, говорится, что санкции против богатейших людей России должны были вынудить их порвать отношения с Владимиром Путиным или попытаться повлиять на него, но в итоге имеют обратный эффект.
Один из таких бизнесменов на условиях анонимности сказал FT, что санкции подталкивают их обратно в Россию. «Некоторые решают: «А нужно ли это все мне? Я могу вернуться в Москву, где смогу с удовольствием ходить по ресторанам и чувствовать себя прекрасно»», — говорит он, отмечая, что санкции вынуждают элиты быть еще ближе к Кремлю, даже если бы они предпочли дистанцироваться от него.
Весной миллиардер и основатель Альфа-банка Михаил Фридман, родившийся в украинском Львове, якобы позвонил временному поверенному в делах США на Украине Кристине Квин, утверждают три источника FT, знакомые с переговорами. По их словам, Фридман предложил пожертвовать часть своего состояния на возмещение ущерба, нанесенного Украине. Взамен он попросил, чтобы США помогли ему избежать санкций.
В какой-то момент, пишет FT, когда Квин начала задавать Фридману вопросы по поводу его предложения, бизнесмен начал кричать и ругаться на нее. Он настаивал, что у него нет возможности повлиять на Путина. «Он говорил о своей любви к родной Украине. Но потом он определенно стал эмоциональным: «Вы хотите забрать все мои деньги!»» — рассказал один из собеседников газеты. После этого Квин сказала Фридману, что их разговор окончен, и повесила трубку. Фридман написал ей текстовое сообщение с извинениями, но не получил ответа.
Сам Фридман заявил FT, что никогда не разговаривал с Квин, не просил США помочь ему избежать санкций и не предлагал помощь в восстановлении Украины. В Госдепартаменте США от комментариев отказались.
FT пишет, что спустя полгода после начала военной операции есть мало признаков того, что санкции заставили бизнесменов начать «дворцовый переворот». По результатам разговоров с семью российскими миллиардерами, попавшими под санкции, а также с высокопоставленными банкирами, действующими и бывшими руководителями крупных компаний, бывшими чиновниками, FT делает вывод о существовании «группы олигархов», выступающих против российской военной операции и возмущенных тем, что она разрушила их состояние. «Однако одновременно они озлоблены на Запад, который, по их мнению, сделал их козлами отпущения за события, независящие от них», — пишет FT.
«Чтобы совершить дворцовый переворот и свергнуть царя, нужно сначала оказаться во дворце. Никого из этих людей там нет. Как Фридман должен влиять на решения президента из Великобритании? И если бы Фридман был в своем доме в Москве, у него все равно не было бы никаких контактов с президентом. Как он мог повлиять на его решения?» — говорит один из попавших под санкции бизнесменов.
Высокопоставленный российский бизнесмен в разговоре с FT отметил, что попавшие под санкции миллиардеры «не знают, как действовать», они «полностью дезориентированы». На вопрос, почему они публично не выступают против боевых действий на Украине, несколько опрошенных FT миллиардеров указали на пример основателя банка «Тинькофф» Олега Тинькова.
19 апреля Тиньков, который к тому моменту уже попал под санкции, назвал российскую военную операцию «безумной». В начале мая в интервью The New York Times он рассказывал, что российские власти фактически вынудили его продать семейную долю TCS Group (владеет в том числе банком «Тинькофф») после его антивоенного высказывания. По его словам, представители Кремля связывались с руководством банка и требовали разорвать связи с Тиньковым. Бизнесмен утверждает, что получил лишь около 3% реальной стоимости актива.
FT отмечает, что эта история для некоторых миллиардеров стала «поучительной» в том, что осуждение военной операции может стоить им состояния.
По подсчетам издания, как минимум 21 бизнесмен сейчас оспаривает введение санкций в Европейском суде в Люксембурге. Но из-за того, что подобные судебные процессы могут затянуться на годы, некоторые из них, помимо Фридмана, обратились к Киеву с предложением пожертвовать часть состояния на восстановление Украины.