Госдума в первом чтении приняла пакет правительственных законопроектов о расширении определения «экстремистская организация», а также ужесточении наказания за возбуждение ненависти или вражды. Замглавы думского комитета по развитию гражданского общества Сергей Обухов заявил RTVI, что в России понятие «экстремизм» «все время расширяется, становится резиновым».
«Очень удобно решать все политические проблемы и недоработки за счет расширения понятия “экстремизм”, поэтому воспитательные меры не применяются, политические меры не применяются — вот обзовем новое явление “экстремизмом” и все, будем жить. Оно потом в другом месте вылезает, потому что первопричина не устраняется — несправедливость и олигархическое доминирование в российской политической повестке», — сказал он.
Замглавы фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева в беседе с RTVI отметила, что борьба с экстремизмом должна представлять собой «комплекс мероприятий», а не только штрафы и уголовное наказание.
«Должен быть комплекс мероприятий, потому что это как в лечении — только одним методом не победить, нужны и физкультура, и здоровое питание, и — в особенных случаях — медикаментозное лечение. Поэтому я думаю, что дело в комплексе мер. Это же так же, как и с мошенничеством — гидра о многих головах: здесь отрубили, тут отрубили, тут выросло. Поэтому эта вот гонка она и продолжается», — рассказала Авксентьева.
Согласно принятому Госдумой в первом чтении пакету поправок, теперь будет разрешено признавать экстремистской организацией экстремистское сообщество в том случае, если его создатель или один из участников последнего был осужден по ст. 282.1 УК («Организация экстремистского сообщества»). Сейчас признавать организацию экстремистской может только суд.

Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Также авторы инициативы предлагают разрешить вносить в перечень экстремистских организаций и экстремистские сообщества.
Во время обсуждения законопроекта депутат Алексей Куринный попросил замглавы Минюста Елену Ардабьеву разъяснить, чем экстремистская организация отличается от экстремистского сообщества. Представитель ведомства ответила, что экстремистская организация — это юрлицо, а экстремистское сообщество — это группа лиц.
Помимо этого, в первом чтении был принят законопроект, согласно которому предлагается внести изменения в статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
В частности, за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти, вражды или унижение человеческого достоинства, сопряженных с оправданием или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения, уголовная ответственность будет наступать уже в случае однократного совершения такого деяния.
Сейчас уголовная ответственность в данном случае наступает после привлечения лица к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Пункт «в» части второй статьи 282 УК дополняется новым квалифицирующим признаком — «совершение преступления группой лиц или группой лиц по предварительному сговору».
Во время обсуждения документа замглавы комитета Госдумы по госстроительству Дмитрий Вяткин заявил, что одной из первоочередных задач властей является «защита основ», а именно — «равновесие нашего государства как многоконфессиональной и многонациональной страны».
«Поэтому комитет по законодательству и государственному строительству, рассмотрев проект данного закона, считает, что его нужно поддержать и ввести уголовную ответственность за однократное совершение действий, которые попадают под действие части 1 статьи 282 Уголовного кодекса, исключив административную преюдицию в том случае, если действия по возбуждению ненависти, розни, унижению человеческого достоинства сопряжены с угрозой, или оправданием, или пропагандой насилия в отношении отдельных групп или отдельных лиц», — сказал он.
Вяткин уточнил, что сейчас очень много критики в адрес миграционной политики, но, по его словам, «под прицел правоохранителей и правоприменителей попадают действительно только те высказывания и те действия, которые нарушают закон».
Кирилл Кухмарь / ТАСС
«А любое обсуждение политики государства в сфере миграции либо действий, которые наши гости из-за рубежа здесь совершают, автоматически под прицел правоохранителей не попадает. Для этого надо действительно наговорить или написать на статью, как говорится. Поэтому здесь я не разделяю ваших опасений, что что-то там изменится, но то, что ужесточается ответственность, это абсолютно правильно», — добавил он.
Замглавы Минюста Елена Ардабьева во время обсуждения документа привела статистику, согласно которой по пункту 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства») в 2019 году в России были осуждены 14 человек, то в 2020-м — всего семь.
«Дальше у нас статистика примерно 20, 25 [2021-й и 2022-й соответственно — прим. RTVI] и в 2023 году — 17 человек», — сообщила она.
По части 2 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с применением насилия или угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой»), по словам Ардабьевой, в 2019—2020 годах были осуждены по пять человек.
«Дальше примерно одинаковые цифры: в 2021 году было 23 осужденных, в 2022 — 17 и в 2023 — 31. То есть по итогу представленной статистики мы видим, что это не такое большое количество осужденных по этой статье, что по первой части, что по второй», — сказала замглавы Минюста.