Guardian и центр «Досье» выяснили, что российский эксперт ООН по Судану, профессор СПбГУ и африканист Николай Добронравин связан с предпринимателем Евгением Пригожиным, который находится под санкциями США. Совместное расследование опубликовали 27 ноября.
Добронравин входит в экспертную группу, которая следит за выполнением миротворческих мер ООН в Судане. Журналисты считают, что таким образом он может лоббировать интересы Кремля или Пригожина, у которого есть деловые интересы в этой стране.
В 2017 году тогдашний президент Судана Омар аль-Башир встретился в Сочи с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. После этого компания «М Инвест», связанная с Пригожиным, подписала соглашение на добычу золота. Затем, как утверждают журналисты, в Судан стали прибывать российские наемники.
К сентябрю 2018 года геологическая разведка велась на нескольких участках, а власти Судана консультировали 68 экономистов, социологов и политтехнологов из России. Также на территории страны работали российские военные инструкторы, тренировавшие местный спецназ.
Еще одна связанная с Пригожиным фирма Meroe Gold в марте 2019 года рассматривала возможность аренды земли в провинции Абидия на 50 лет. Сейчас компания, по данным журналистов, контролирует эту территорию вместе со службой безопасности Aswar (также аффилирована с Пригожиным).
Журналисты подчеркивают, что Судан — важный стратегический узел для структур Пригожина. Отсюда в Центральноафриканскую республику направляют гуманитарную помощь под охраной наемников из ЧВК Вагнера.
Добронравин стал экспертом ООН в разгар политического кризиса в Судане в мае 2018 года. США, Франция и Великобритания возражали против его участия, опасаясь, что Москва попытается оказать через него давление на работу экспертной группы.
В расследовании указывается на связь Добронравина с политологом из офиса Пригожина в Санкт-Петербурге Марией Пушкиной. В частности, она редактировала рекомендательное письмо от СПбГУ для российского МИДа. Также профессор связан с переводчиком Всеволодом Поповым — штатным сотрудником Пригожина в Судане. А в 2017-2018 годах Добронравин ездил в ЦАР в качестве представителя «М Инвест».
Добронравин в разговоре с Guardian заявил, что никогда не продвигал в ООН интересы Пригожина. При этом он не исключил, что мог встречаться с его представителями.