Часть самолетов, готовившихся к поставке российским авиакомпаниям в начале 2022 года, после введения санкций начали использовать иностранные перевозчики. Об этом 27 декабря пишут «Известия» со ссылкой на источники, близкие к сфере авиации.

Как подсчитала газета, всего российские авиакомпании «потеряли» 85 самолетов (из них — 75 пассажирских). Это примерно 11% от иностранного авиапарка России, в котором зарегистрировано примерно 740 бортов.

Некоторые самолеты, предназначавшиеся к поставке в Россию, арестовали в зарубежных аэропортах в феврале и марте. Еще часть находилась за границей на техобслуживании до того, как были введены санкции. Эти лайнеры оказались недоступными после того, как западные страны закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов.

Зарубежные самолеты находились у российских авиакомпаний в лизинге. В марте глава Минтранса Виталий Савельев сообщил, что из-за санкций отечественные перевозчики лишились 10% импортных самолетов. Западные санкции предполагают возврат техники собственникам — лизинговым компаниям.

Как утверждает собеседник «Известий», два самолета Airbus A350, которые были законтрактованы «Аэрофлотом», достались турецкой авиакомпании Turkish Airlines. Это подтверждается и данными ресурса planespotter, отмечает газета. Воздушные судна начали использоваться Turkish Airlines в июле 2022 года, а в конце декабря один из самолетов перекрасили в цвета турецкого бренда.

Еще три самолета «Аэрофлота» остаются в аэропортах Женевы, Мюнхена и Амстердама из-за закрытого воздушного пространства.

Кроме того, два борта российской авиакомпании Smartavia — Airbus320neo и Boeing B737-700 — оказались на техническом обслуживании в зарубежных аэропортах в тот момент, когда вводились санкции. В июле их передали в парк исландского лоукостера Play, а в октябре — государственной багамской Bahamsair, свидетельствуют данные Flightradar и planespotter. Еще один самолет Airbus 320neo, который должны были поставить Smartavia в 2022 году, используется ирландской Aer Lingus.

Больше всего бортов потеряли чартерные перевозчики: Nordwind и «Икар» в сумме утратили 25 самолетов, а Azur Air и Royal Flight — по 11, рассказали в авиакомпаниях. S7 Airlines и «Уральские авиалинии» лишились по одному самолету.

По словам источника «Известий», единственной российской авиакомпанией, которая сохранила свой иностранный авиапарк, стала Utair. При этом, как отмечает газета, принадлежащий перевозчику Boeing 737 MAX, который был «формально» поставлен по контракту, так и не добрался до России. С августа он находится в парке доминиканского лоукостера Arajet.

По словам адвоката и юридического партнера юридической компании «Сотби» Варвары Кнутовой, самолеты, которые не принадлежат российским авиакомпаниям на праве собственности, вряд ли когда-то вернутся в их авиапарки. Будущее иностранных самолетов будет зависеть от того, на каком основании были изъяты или заблокированы иностранные самолеты, а также от условий договоров аренды, сказал руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков.