Получившие во время боевых действий увечья или другие травмы российские военные получают индивидуальные протезы за счет государства, а также проходят процесс реабилитации, чтобы привыкнуть к ним. Об этом RTVI рассказал ветеран боевых действий, майор юстиции запаса, военный юрист «Комитета солдатских матерей России» Александр Латынин.

По словам Латынина, после того как военнослужащий лишился конечности, ему по закону положен протез за счет Минобороны России. Процесс выглядит следующим образом: сначала военный направляется в госпиталь, где проходит лечение, затем наступает процесс реабилитации. Все это оплачивает Минобороны.

«Протезы просто так не выдаются, они изготавливаются конкретно под каждого военнослужащего. Во время реабилитации военнослужащий учится им пользоваться. Это достаточно длительный процесс, нередко он занимает от трех до шести-семи месяцев. После этого военнослужащий направляется на военно-врачебную комиссию, где ему присваивается категория годности к военной службе», — объяснил Латынин.

Кроме того, в зависимости от степени травмы военным выплачивается денежная компенсация, которая складывается из двух частей: степени инвалидности (если она присвоена) и страховой выплаты.

Солдаты

Архивное фото Фотография: Эрик Романенко / ТАСС

«Страховые выплаты составляют порядка 350 тыс. рублей. Плюс к этому у нас будут произведены дополнительные выплаты, о которых говорил президент (до трех млн рублей — Прим. RTVI). Если присваивается группа инвалидности, то здесь сумма колеблется от 300 тыс. до 1,5 млн рублей, а также индексация», — сообщил Латынин.

Военный юрист уточнил, что все документы за получившего увечье или травму во время боевых действий военного оформляет Минобороны России. Бывают редкие случаи, когда россияне желают комиссоваться до того, как им присвоят степень инвалидности, и тогда они сами, уже «на гражданке», подают документы в военный комиссариат.

«В основном этим занимается Минобороны. Для оформления страховых выплат им нужно свидетельство о полученной травме, о болезни и заключение военно-врачебной комиссии», — уточнил Латынин.

Экс-сенатор, глава «Союза ветеранов Афганистана» Франц Клинцевич сообщил RTVI, что на фоне санкций неизбежны проблемы с поставками комплектующих для протезов, но у государства хватит ресурсов, чтобы решить этот вопрос.

Клинцевич подтвердил, что документами пострадавшего военного для выплаты компенсаций и выдачи протеза занимается Минобороны России. Военнослужащие получают протезы только по решению врача, подчеркнул экс-сенатор.

«Те, кто служит по контракту, они же лечатся и не увольняются до тех пор, пока лечение не будет завершено. Потом по ним врачи уже принимают то или иное решение. Срочников среди них [потерявших конечность] немного — они есть, но их немного», — уточнил глава «Союза ветеранов Афганистана».

Клинцевич отметил, что все выплаты (включая те, о которых говорил президент России) военный получает отдельно, протезирование для него будет бесплатным. То же самое касается случаев, когда военный погиб, — все выплаты распределяются между родителями бойца и членами его семьи.

Об иностранных и российских протезах на фоне санкций

Военный юрист отметил, что ранее протезы были как российские, так и иностранные. По словам эксперта, некоторые из зарубежных моделей были «в чем-то на порядок выше» отечественных образцов, но сейчас с этим появились сложности. Что касается разработанных в России протезов, то они «достойного» качества, сообщил Латынин. Он добавил, что жалоб на изделия практически нет.

«По закону положено выдавать два протеза: первым военнослужащий непосредственно пользуется, а второй идет как запасной, если вдруг что-то случится с другим», — указал эксперт.

Кроме того, в «Комитет солдатских матерей» еще до начала спецоперации обращались офицеры, которые нуждались в протезах, рассказал Латынин, но для того, чтобы их получить, им нужно было дожидаться своей очереди.

«Пока военнослужащего не поставят на ноги, его не имеют права выписывать из госпиталя, где он проходит реабилитацию. Мы помогали ускорить некоторые процессы, и военнослужащие, офицеры оставались в строю, служили. И каких-то жалоб на протезы к нам в организацию никогда не поступало», — сообщил он.

Франц Клинцевич заверил RTVI, что процесс обеспечения военных, которые потеряли ту или иную конечность во время боевых действий, «государством отработан». Единственный минус — многим российским мастерским требуются иностранные комплектующие, которые стало сложнее получить из-за санкций.

«Но я вам честно скажу — особой проблемы с этим не будет, у государства для этого есть все необходимые ресурсы, мощности и специалисты, которые спокойно все сделают. Проблем не будет», — заверил экс-сенатор.

О признании ветеранами боевых действий участников военной спецоперации на Украине

путин протез

Архивное фото Фотография: пресс-служба президента России

Президент России Владимир Путин 26 марта подписал закон, наделяющий участников военной спецоперации на Украине статусом ветеранов боевых действий. Это касается полицейских, сотрудников ФСБ, Росгвардии и других силовых структур, пояснял первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

Ветераны боевых действий получат компенсации расходов на оплату жилых помещений и капремонта в размере 50%, право на обеспечение жильем и покупку садовых (огородных) участков, внеочередное оказание медпомощи.

На это планировалось выделить до 5 млрд рублей. Кроме того, ветеранами боевых действий считаются участники военных кампаний в Сирии, Алжире (проходили в 1962-1964 годах), Афганистане и Чечне.

Если ветеран боевых действий приобрел протез за собственный счет, ему выплачивается компенсация. Если военнослужащий, признанный ветераном, остался на службе и решил взять отпуск, то он продлится 35 дней. Кроме того, меры поддержки ветеранов боевых действий также могут устанавливать регионы.

Пенсия ветеранам боевых действий в 2022 году

Выплаты ветеранам боевых действий формируются на основе трех категорий выплат: страховые выплаты, то есть трудовая пенсия и пенсия по инвалидности, а также военное пособие; социальная выплата (при наличии инвалидности); выплата от государства (пенсия) — ее получают только ветераны. Последняя складывается из следующих параметров: период времени, проведенный в зоне военного конфликта; наличие наград, ранений; статус в период участия в вооруженных конфликтах (звание, тип должности); выслуга лет.

Также ветеранам предоставляются налоговые льготы: на транспортные средства, недвижимость и другое имущество, например, на гаражи и места в паркингах. Условие для получения льготы — отсутствие факта использования объекта в коммерческих целях. Льгота оформляется только на один объект.

На сайте Кремля 5 марта сообщалось, что если сотрудник Росгвардии, который участвует в спецоперации на Украине, погиб, то его семье выплатят 5 млн рублей. То же самое касалось военных, которые принимали участие в спецоперации в Сирии, и тех, кто скончался в течение года после увольнения со службы в связи с увечьем или другими травмами, полученными во время службы.

Кроме того, если военные в Сирии или росгвардейцы в Донбассе получили травмы, контузию или увечье, то им выплатят по 3 млн рублей. В обоих случаях выплаты совершаются единовременно.

О получивших увечье российских военных

Zа отвагу

Фотография: пресс-служба Министерства обороны России (CC BY 4.0)

В эфире Первого канала 27 марта был показан сюжет, где пострадавшим во время проведения спецоперации на Украине солдатам вручили ордена Мужества и медали «За отвагу» в госпитале имени А. А. Вишневского в Московской области.

Пользователи соцсетей обратили внимание, что участники боевых действий получают награды в инвалидных креслах и на больничных койках, у многих нет ног, а у кого-то не хватает руки.

Также ордена Мужества и медали «За отвагу» были вручены в военном госпитале имени Н. Н. Бурденко. Заместитель министра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров пожелал военному, который остался без ноги, «выздороветь и встать на ноги».