Министерство юстиции Росиии внесло в реестр незарегистрированных НКО, выполняющих функции иностранного агента «Комитет против пыток». Об этом 10 июня сообщается на сайте ведомства.
Организация была создана в Нижнем Новгороде в 2016 году. В разделе «цели деятельности» сказано: представление интересов заявителя в органах следствия и суде, оказание помощи в получении компенсации, а также, в случае необходимости, проведении медицинских реабилитационных мероприятий.
В январе 2016 года Комитет по предотвращению пыток был внесен в реестр иностранных агентов, а в марте 2018 года организация прекратила деятельность. Сейчас он работает под своим историческим названием «Комитет против пыток»* без образования юридического лица.
Российское законодательство об иноагентах
Реестр некоммерческих организаций иностранных агентов появился в России в 2012 году. По закону, НКО должны зарегистрироваться как иноагенты в Минюсте, подавать декларацию о доходах и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и интернете.
Закон, который ввел понятие СМИ-иноагента, принят в 2017 году. Под этот статус могут попасть как юридические, так и физические лица. Обязанности у попавших в этот реестр такие же, как и у НКО-иноагентов.
В конце 2020 года вступил в силу закон, по которому начался учет незарегистрированных организаций, выполняющих функции иноагента, куда попадают структуры без юридического лица.
В апреле 2022 года Минюст завел четвертый реестр — физлиц-иноагентов, а вскоре предложил президенту России Владимиру Путину исключить маркировку иностранных агентов в соцсетях и оставить ее только для профессиональной деятельности.
Одновременно с этим комиссия Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России сообщила, что подготовила законопроект об иноагентах. Если его примут, в России появится единый реестр иностранных агентов, который заменит четыре существующих.
В конце мая заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев призвал ужесточить ответственность для иноагентов. Экс-президент и бывший премьер России не привел конкретных предложений, но в рассуждении о смежной теме противодействия экстремизму и терроризму отметил, что реакция властей на подобную деятельность должна быть «моментальной», а ответ — «жестким».
По мнению чиновника, Россия «гораздо либеральнее американских законодателей» и «гуманнее по своим убеждениям», поскольку, даже приняв закон об иноагентах, «слабо препятствует деятельности различных вредоносных НКО в России».
* Некоммерческая организация, выполняющая функции иноагента.