В Нидерландах завершился процесс по делу о крушении в 2014 году самолета Boeing-777, следовавшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Виновными в крушении лайнера признаны трое подсудимых — бывший глава ополченцев ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) и его подчиненные Сергей Дубинский и Леонид Харченко. Они были заочно приговорены к пожизненному заключению. В чем беспрецедентность решения суда, будут ли поданы новые иски, и возможна ли экстрадиция обвиняемых — рассказал RTVI партнер, руководитель практики разрешения споров юридической фирмы «Никольская Консалтинг» Алексей Панич.

Особенность приговора

«По сути, речь идет о юридическом нонсенсе. Преступление, как считает суд, произошло по ошибке, то есть неумышленно. Но при этом назначает максимально возможную меру наказания [пожизненное лишение свободы]. Однако практика применения уголовного права вне зависимости от того, российская она, американская или, к примеру, нидерландская, не предполагает, что за преступление по неосторожности дают максимально возможную санкцию. Поэтому, скорее всего, судебный акт может быть обжалован и, в дальнейшем, изменен и пересмотрен. Все зависит от вышестоящей инстанции», — пояснил юрист.

Phil Nijhuis / AP

Новые иски

По словам Панича, скорее всего, это лишь первое дело и дополнительные разбирательства, вероятно, неизбежны. Он напомнил, что приговор нидерландского суда может быть обжалован в вышестоящей инстанции и этого действия со стороны России стоит ожидать с «высокой степенью вероятности».

«Так, например, оставляя в стороне вопрос о том, кем был атакован самолет, в общедоступных источниках говорилось, что лайнер, по мнению суда, был сбит по ошибке. В связи с этим возникает вопрос, насколько правомерна примененная судом санкция за совершенное по неосторожности преступление», — сказал эксперт.

Дополнительные иски, вероятно, будут уже гражданско-правового характера, то есть с лиц, которые признаны судом виновными, будут пытаться взыскать ущерб. Но практической целесообразности в таких требованиях немного, уточнил Панич.

«Потому что вряд ли у тех, кого признали виновными, есть какое-то имущество за пределами Российской Федерации. В России же любые решения, связанные со взысканием компенсации ущерба, в отношении данных лиц, скорее всего, исполняться не будут», — сказал он.

Robin van Lonkhuijsen / EPA / TASS

Возможна ли экстрадиция обвиняемых

Экстрадиция обычно применяется в ситуации, когда одно государство посылает другому запрос о выдаче физлица, которое находится на его территории, но не является его гражданином, пояснил Панич.

Он привел пример: США потребовали от Таиланда выдать гражданина Ирана, который туда по каким-то причинам приехал. Вашингтон объясняет это тем, что против этого человека возбуждено уголовное дело и выдвинуты обвинения. Далее вторая сторона рассматривает запрос и принимает решение, отклонить его или одобрить. Однако вряд ли это произойдет с заочно приговоренными по делу MH17 лицами, отметил Панич.

«Насколько мне известно из публично доступной информации, все обвиняемые по делу находятся на территории России. Думаю, что для них, безусловно, не будет никаких последствий, потому что их экстрадиция из России не будет осуществлена»

Получение компенсаций

Когда в отношении лица установлен обвинительный приговор по уголовному делу и оно признано виновным, то с него может быть взыскана компенсация ущерба от преступления. Это может произойти либо в рамках разбирательства уголовного дела, либо отдельно по гражданскому иску, пояснил Панич. Обычно взысканием занимаются судебные приставы.

По словам юриста, в деле о сбитом MH17 вряд ли эти механизмы будут работать, потому что шансы, что у лиц, признанных виновными, есть имущество за рубежом, крайне малы, поэтому за пределами России взыскать с них ничего будет нельзя. А в Россию с высокой степенью вероятности российский суд не будет приводить в исполнение подобные судебные акты, добавил эксперт.

Требования Украины о компенсации в рамках дела

«Мне ничего неизвестно о наличии какого-то ущерба Украине от данного происшествия. В теории он мог быть, конечно: например, при падении обломков были какие-то повреждения, проводилась зачистка территории и так далее. Но я никогда не слышал, чтобы Украина заявляла, что ей [по делу о сбитом MH17] был нанесен ущерб. Не исключено, что какие-то претензии могут появиться, в которых она будет опираться на решение суда в Гааге», — поясни Панич.

Mstyslav Chernov / AP

Дело о крушении Boeing 777 в Донбассе

Крушение Boeing рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines произошло 17 июля 2014 года в селе Грабово Донецкой области Украины. На борту находились 298 человек — граждане десяти государств. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Расследованием причин катастрофы на востоке Украины занималась совместная следственная группа (JIT, ССГ), в которую входят представители правоохранительных органов Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии. В своих выводах ССГ ссылается на показания свидетелей, данные по биллингу мобильных устройств и записи телефонных переговоров, перехваченных спецслужбами Украины.

В сентябре 2016 года ССГ обнародовала выводы, согласно которым малайзийский лайнер сбили ракетой, пущенной из ЗРК «Бук». По данным следствия, речь идет о переданной ополченцам Донбасса ракетной установке российской 53-й зенитно-ракетной бригады, дислоцированной в Курске. В докладе международной следственной группы говорится, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» позже вернули обратно в Россию.

В 2014 году Следственный комитет (СК) России заявлял о получении доказательств причастности к крушению Boeing украинского военного самолета Су-25. По данным СК, ракета «Бук» не могла быть запущена противостоящими Киеву силами. В Минобороны России также опровергли причастность российского зенитного комплекса «Бук».

В июне 2019 года ССГ заявила, что считает причастными к катастрофе MH17 украинца из разведки Донецкой Народной Республики (ДНР) Леонида Харченко и троих россиян — Игоря Гиркина (Стрелкова), занимавшего в 2014 году пост министра обороны ДНР, а также офицера ГРУ в отставке Олега Пулатова и подполковника запаса ВДВ Сергея Дубинского. В начале 2020 года фигурантам заочно предъявили обвинение в крушении лайнера, после чего началось рассмотрение дела.

Российские официальные лица неоднократно выражали недоверие результатами работы ССГ, проводившей уголовное расследование дела MH17, указывали на безосновательность аргументов обвинения, предвзятость и нежелание использовать аргументы Москвы. В 2020 году Россия вышла из консультационной группы c Австралией и Нидерландами по катастрофе MH17.

В июле 2020 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) зарегистрировал иск Нидерландов к России по делу о крушении Boeing. На судебном процессе по MH17 заявлялось, что в суд поступило свыше 300 исков о компенсациях от родственников жертв крушения.

В июле 2021 года Россия подала иск против Украины в ЕСПЧ. В нем, помимо прочего, Москва обвиняет Киев в том, что он не закрыл воздушное пространство над зоной боевых действий.

17 ноября суд в Нидерландах признал виновными в крушении лайнера троих подсудимых — экс-министра обороны ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова) и его подчиненных Сергея Дубинского и Леонида Харченко. Они были заочно приговорены к пожизненному заключению, следует из трансляции заседания. Вину четвертого подсудимого (Олега Пулатова) суд не счел доказанной.

В тот же день источник в правоохранительных органах заявил «Интерфаксу», что Россия не выдаст Нидерландам Гиркина и Дубинского. «Российская сторона считает необоснованным вердикт суда, поскольку предварительное расследование проводилось однобоко и тенденциозно. Все доводы российской стороны были безосновательно отвергнуты», — пояснил собеседник агентства.