Ровно год назад, 11 мая 2021 года, Ильназ Галявиев, по версии следствия, зашел в казанскую гимназию и устроил расстрел. Погибли семь школьников, два учителя, более 600 человек признаны потерпевшими. В том же году произошла похожая трагедия в Перми, а в конце апреля 2022 года мужчина убил несколько человек в детском саду под Ульяновском и покончил с собой. Опрошенные RTVI эксперты считают, что за прошедший год не было сделано ничего, чтобы предотвратить подобные случаи, и по их мнению, следует легализовать короткоствольное оружие.
Мнение главы Центрального совета Всероссийского общества владельцев гражданского оружия Глеба Обуховского
Эксперт отметил, что ситуация, безусловно, изменилась, но в худшую сторону для людей, которые хотят владеть оружием на законных основаниях. При этом на предотвращении трагедий, подобных произошедшим в Казани или Перми, все принятые законодателями меры никак не сказались и вряд ли скажутся, уверен Обуховский.
«Допустим, купит человек левый ствол, автомат. Это и так сделать было не очень сложно, а за счет конфликта в соседней стране [Украине], уверен, на черный рынок попрет масса левого оружия. И купить его тем, кто задался целью навредить, совершить теракт, никакой проблемы не будет», — подчеркнул он.
Поэтому все последние изменения в сфере законов о владении и получении оружия никак нельзя назвать позитивными, отметил Обуховский. Кроме того, это не остановит тех, кто запланировал теракты, добавил он.
«Не стоит забывать, что человек может в 18 лет приобрести автомобиль. И когда ненавистные ему люди выйдут, например, из вуза, школы, неважно, он может просто взять и по ним проехаться. Автомобиль можно купить за 20 000 сейчас. Разве это будет для него проблемой?» — задал риторический вопрос Обуховский.
По его мнению, чтобы решить проблему совершения массовых убийств в России, следует действовать комплексно. Во-первых, все без исключения учебные заведения, начиная от детского сада и заканчивая вузами, должны охранять сотрудники Росгвардии. Кроме того, следует не ужесточать оружейное законодательство для населения, а ослабить — в первую очередь, в отношении пистолетов, револьверов и другого короткоствольного оружия, отметил эксперт.
«Они сейчас у нас запрещены для населения, а нужно разрешить. Потому, если человек готовит убийство, он тысячу раз подумает, прежде чем нападать на заведения, где он от силы сделает пару выстрелов, а его свои же сокурсники ранят или уничтожат. Кроме того, следует обучить преподавателей владению оружием», — уточнил Обуховский.
Несмотря на то, что не желающие легализовать оружие законодатели часто ссылаются на опыт США, статистика говорит ровно об обратном, продолжил эксперт. Чаще всего массовые убийства совершаются в тех регионах, городах, где ходить с оружием запрещено, отметил Обуховский. Россия могла бы ориентироваться на опыт Израиля, где «все вооружены, нет никаких запретов на ношение оружия», уточнил он.
«Преступник идет с оружием туда, где ему никто не сможет противостоять. Нужно понимать, что полиции и Росгвардии требуется время, чтобы приехать [в учебное заведение], и за это время можно натворить каких угодно дел. А вооруженные преподаватели могли бы исправить ситуацию», — считает специалист.
Педагогов следует обучать, например, можно раз в месяц ходить на бесплатные курсы по обучению владением оружием, чтобы они могли иметь возможность хотя бы ранить нападавшего, добавил Обуховский. И это можно сделать за счет Росгвардии, у которой есть уже готовые полигоны и обученные люди, напомнил он.
«Условно говоря, раз в неделю один из инструкторов мог бы проводить занятия с добровольцами из гражданских, которых потом можно записать в некий резерв Росгвардии в каких-то напряженных регионах. Их можно было бы привлекать к патрулированию улиц в мирное время или за небольшие деньги к охране учреждений. Не внутри здания, а снаружи чтобы он стоял. Вооруженный человек отпугнет потенциального злоумышленника, это было бы большим подспорьем. Но Росгвардия от этого отпихивается, она не хочет себе лишнего геморроя. Зачем ей это надо? Там и так прекрасно пилят деньги», — сказал Обуховский.
Мнение экс-председателя правления Общественного движения «Право на оружие» Игоря Шмелева
Те изменения, которые были разработаны и одобрены «писателями законов» минимум за прошедший год, никак не способствуют защите граждан от повторения казанской, пермской и других трагедий, подчеркнул специалист. Он напомнил, что, несмотря на массовую гибель детей и взрослых, учебные заведения до сих пор не получили серьезной защиты.
«Из-за составленных юридически безграмотно норм граждане, которые не достигли 21 года, не могут владеть оружием, хотя они ничего не нарушали. И все из-за двух случаев, причем в обоих люди обдуманно и целенаправленно шли к преступлению. Теперь те, кто хочет заниматься охотой, спортивной стрельбой и так далее, то есть действовать в рамках закона, лишены права на получение оружия», — сказал Шмелев.
Например, он сам, будучи квалифицированным специалистом, не может из-за новых правил обучать ребенка правильному владению оружием, отметил Игорь Шмелев. Кроме того, в несколько раз возросла стоимость медицинского освидетельствования, что в текущей ситуации тоже вряд ли можно считать позитивной тенденцией, добавил эксперт.
«Ничего, что можно считать положительным направлением, не появилось. Наоборот, есть только закручивание гаек, усложняется жизнь нормальных законопослушных владельцев оружия», — подчеркнул Шмелев.
Он напомнил, что в 2000-х годах власти сделали закрытой статистику о находящемся в розыске оружии. По его словам, в 2005 году речь шла о примерно 4 тыс. единиц оружия, начиная от пистолета Макарова и заканчивая ракетными комплексами.
«Однако в России предпочитают оттаптываться на законопослушных владельцах легального оружия. Например, можно лишиться оружия за просроченный штраф. Действующий закон об оружии — это лоскутное одеяло, он нечитабелен даже для юристов, а некоторые пункты противоречат друг другу», — отметил Шмелев.
Что касается вопроса о легализации короткоствольного оружия, то его обсуждают еще с конца 90-х годов, когда страной управлял Борис Ельцин, уточнил эксперт. Но тогда первого президента России отговорили, сославшись на то, что такой закон может привести к резкому всплеску преступности, пояснил Шмелев.
«Однако ни в одной стране мира, где в оборот введено короткоствольное нарезное оружие с правом ношения, никакого всплеска преступности не происходит. Все ровно наоборот — резко снижается уличная преступность и число преступлений против личности», — заявил специалист.
Российские законодатели не могут внятно объяснить, почему не хотят разрешить населению владеть пистолетами, добавил Шмелев. То, что они ссылаются на опыт США, говорит о двух вещах: российские чиновники не знают американского законодательства и забывают, что в Штатах живет в два раза больше людей, чем в России.
«И при этом уровень криминальных убийств у них в три раза ниже, чем у нас. А если убрать еще и криминальные убийства между криминальными группировками, то уровень там получается еще ниже. Кроме того, граждане, владеющие оружием, реже ошибаются при применении оружия, потому что полиции нужно еще разобраться в ситуации, а участники конфликта всегда знают, кто на них нападает», — резюмировал эксперт.
Случаи нападений на учебные заведения в Казани, Перми и Серпухове в 2021 году
Утром 20 сентября 2021 года бывший студент Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Тимур Бекмансуров пришел в кампус вуза и устроил стрельбу. Погибли шесть человек, еще 47 пострадали. Стрелявшего обвиняют в убийстве и покушении на убийство общественно опасным способом, а также посягательстве на жизнь полицейского. Вину он признал, 10 февраля 2022 года суд продлил его арест до 22 мая. В суд Бекмансуров пришел на костылях, он был ранен при задержании и ему ампутировали часть ноги.
По данным «Интерфакса», при чтении материалов дела судья сообщила, что в день трагедии некоторые студенты не слышали сигнала тревоги, а о стрельбе узнали из сообщения вуза в соцсетях.
За несколько месяцев до этого, 11 мая 2021 года, 19-летний Ильназ Галявиев пришел в гимназию, где когда-то учился, и открыл стрельбу. Погибли семь детей и две учительницы. После стрельбы он сдался полиции.
По версии следствия, Галявиев принес в гимназию законно приобретенное охотничье ружье и самодельную бомбу. 5 мая 2022 года Верховный суд Татарстана продлил его арест до 11 августа. Всего потерпевшими признано более 600 человек, в том числе малолетние. Галявиев признан вменяемым.
Еще один инцидент, связанный с нападением на учебное заведение, произошел 13 декабря 2021 года у входа в православную гимназию рядом с Введенским Владычным женским монастырем в Серпухове. Утром того дня 18-летний Владислав Струженков взорвал самодельную бомбу. В результате нападения осколочные ранения получили 10 человек, все пострадавшие — подростки. Еще несколько детей получили сотрясение головного мозга, ожоги и ушибы.
Система для выявления вооруженных людей
После стрельбы в казанской школе в России стартовало тестирование проекта по распознаванию людей с оружием на подходах к учебным учреждениям. Систему разработала компания NtechLab. Сообщалось, что в рамках проекта в районе вокруг школ будут установлены видеокамеры, выявляющие вооруженных людей. Как только камера зафиксирует человека с оружием, она подаст сигнал на пульт школьного охранника. Если охранник не отреагирует на потенциальную угрозу, система автоматически заблокирует все входы в школу, отправит сообщение полиции и подаст сигнал тревоги внутри школы.
Однако отмечалось, что система NtechLab сможет распознавать только определенные виды оружия в руках прохожих. В то же время технологии не по силам идентифицировать человека, несущего пистолет во внутреннем кармане, признали в компании.