Администрация СИЗО «Лефортово» перестала передавать письма бывшему специальному корреспонденту «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивану Сафронову, арестованному по делу о госизмене. Об этом сообщает русская служба BBC со ссылкой на его сестру Ирину и адвоката Дмитрия Катчева.
По словам защитника журналиста, возможности переписываться Сафронова лишил следователь ФСБ Александр Чабан, который в начале августа направил руководству изолятора предписание о необходимости изымать всю входящую и исходящую корреспонденцию подследственного. При этом ни Сафронов, ни его адвокаты текста документа не видели, а о его содержании узнали со слов сотрудников СИЗО.
Катчев уточнил, что Чабан объяснил запрет на переписку нормой закона, которая позволяет лишить обвиняемых возможности получать или отправлять письма, «содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления».
При этом, по словам адвоката, Сафронов ни разу не обсуждал в письмах свое дело или условия содержания. Катчев отметил, что письма журналиста не получают даже его адвокаты, с которыми он имеет право обсуждать детали дела.
В свою очередь сестра Сафронова Ирина рассказала, что семья не получала от него писем почти месяц, а на заседании Мосгорсуда 4 октября он жестами показал, что больше не получает корреспонденцию. По словам родственницы журналиста, она расценивает этот запрет как давление на ее брата.
Находясь под арестом, Сафронов мог общаться с родными только по почте и во время коротких встреч в судах по продлению срока ареста. Он пытался добиться звонков родным, но следователь Чабан отказывал в ходатайствах.
Сафронову не дают общаться с матерью уже год, ссылаясь на то, что она проходит свидетелем по его уголовному делу. В октябре 2020 года Чабан не разрешил журналисту позвонить матери в ее день рождения, заявив, что разговор «может быть использован для скрытого обмена информацией и для противодействия следствию».
Сафронову вменяют статью о госизмене (ст. 275 УК). По версии следствия, он передал за границу информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также сведения о деятельности вооруженных сил в ближневосточном регионе. ФСБ считает, что журналиста завербовали спецслужбы Чехии, после чего он якобы передал секретные данные агенту разведки страны. Конечным получателем этой информации были США, утверждает следствие. Сафронов свою вину не признает и связывает преследование со своей журналистской работой.
До мая 2019 года он работал в «Коммерсанте», где писал о работе военно-промышленного комплекса России. После увольнения из-за статьи о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко Сафронов перешел в «Ведомости». Оттуда журналист ушел, когда главным редактором газеты назначили Андрея Шмарова. С мая 2020 года Сафронов занимал должность советника главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
В октябре прошлого года Рогозин заявил, что Сафронова тщательно проверяли перед приемом на работу. По его словам, у советника не было доступа к секретной информации. Тогда же Рогозин заявил, что не собирается увольнять Сафронова по крайней мере до приговора и назвал его «порядочным человеком и профессиональным журналистом».