Один из крупнейших в мире операторов по лизингу самолетов Carlyle Aviation Partners требует около $700 млн от 35 страховых компаний, которые не выплатили компенсацию за «конфискацию» самолетов российскими авиакомпаниями. О подаче соответствующего иска во Флориде пишет 1 ноября Financial Times (FT).

Исковое заявление было подано поздно вечером 31 октября, уточняет газета. Оно содержит обвинения в адрес страховщиков, включая американские компании AIG, Axis и Chubb. Они, по версии истца, допустили «недобросовестные действия» в отношении страховых полисов, оформленных на 23 лизинговых самолета. Ни одна из страховых компаний, фигурирующих в качестве ответчиков, не дала комментарии по этому поводу.

Знакомый с делом источник заявил FT, что по этому иску присяжные могут присудить Carlyle Aviation Partners компенсацию, сумма которой превысит требования самой компании в размере $700 млн.

Carlyle Aviation Partners, входящая в состав инвестиционной группы Carlyle Group, — один из арендодателей, которые после начала боевых действий на Украине пытаются вернуть самолеты, взятые в лизинг или арендованные российскими авиакомпаниями. Речь на момент публикации этого материала идет о приблизительно 500 воздушных судах, общая стоимость которых оценивается в $10 млрд.

В исковом заявлении, по данным FT, говорится, что российские авиакомпании проигнорировали требования о возврате самолетов. После этого подразделения Carlyle Aviation в Великобритании и США, которые выступают истцами от имени компании, завели соответствующие дела.

Они утверждают, что страховщики совершили девять отдельных «вопиющих нарушений» договорных обязательств, поскольку «не оценили требования компании своевременно и серьезно». «Через несколько месяцев после того, как в марте 2022 года истцы Carlyle впервые уведомили ответчиков о необходимости покрыть убытки, ответчики не обеспечили покрытие этих убытков <…> и не предоставили оценку этих требований», — говорится в исковом заявлении.

Carlyle Aviation Partners утверждает, что страховщики не назвали причин невыплаты. Однако, как пишет FT, в других аналогичных случаях страховые компании указывают на то, что используемые в России самолеты «не были потеряны», а также ставят вопрос о нераспространении страховых полисов на «покрытие военных рисков».

На аналогичные ситуации также ссылается и истец, подчеркивая, что страховщики «систематически отказывают или откладывают оценку страховых требований», предъявленных другими заявителями. По мнению заявителя, Carlyle Aviation Partners «исчерпала все возможности» для возврата самолетов и не получила компенсации по страховым полисам, «рассчитанным именно на этот вид риска в данной ситуации».

Претензии Carlyle Aviation Partners касаются 16 самолетов Boeing и семи авиалайнеров Airbus, сданных в аренду 12 различным авиакомпаниям. Одно из этих воздушных судов, эксплуатируемых чартерным перевозчиком Azur Airlines, было задержано в Египте, но местные власти отказываются его отдавать — по крайней мере до тех пор, пока Carlyle не оплатит расходы по содержанию самолета в аэропорту. Самая крупная группа — из пяти Boeing — все еще находится в распоряжении Utair.

  • В апреле Еврокомиссия расширила черный список компаний, которые, по версии властей ЕС, «создают непосредственную угрозу безопасности полетов». Это произошло после того, как авиаперевозчик «Россия» перерегистрировал на своей территории иностранные самолеты. Российские власти в рамках национализации авиапарка разрешили эксплуатировать такие лайнеры без лицензий. Американская лизинговая компания Air Lease Corporation вскоре после этого списала с баланса 27 своих оставшихся в России самолетов общей стоимостью $802 млн, придя к выводу, что не сможет их вернуть.