С начала недели в Москве и Санкт-Петербурге ведутся «облавы» на мужчин призывного возраста, которым массово вручают повестки и обязуют явиться в военкоматы. Резервистов подстерегают у метро, разыскивают в хостелах, офисных центрах и поджидают в подъездах. Как к этому отнеслись в Совете по правам человека (СПЧ), Совете Федерации и Госдуме — в материале RTVI.
«Группы оповещения»
Телеграм-канал «Ротонда» 14 октября сообщил, что в разных районах Санкт-Петербурга полиция и сотрудники военкоматов второй день подряд подстерегают тех, кто выходит утром на работу: они блокируют выход из подъездов и не пропускают людей, пока те не возьмут повестку. В посте отмечается, что такая ситуация наблюдалась как минимум в двух районах — Калининском и Невском, в частности на Кондратьевском проспекте и в жилом комплексе «Ладожский парк». Как сообщает телеканал «360», резервистов также подстерегали в ЖК «Калина Парк» и «Полюстрово Парк».
Телеграм-канал SOTA в свою очередь опубликовал видео, на котором сотрудница полиции и двое неизвестных мужчин в гражданской одежде стоят в подъезде дома на Кондратьевском проспекте. Как утверждает автор ролика, они ожидали мужчин призывного возраста, чтобы вручить им повестки.
Позднее в администрации Калининского района сообщили, что вручение повесток проходит «для уточнения учетных данных», пишет «Фонтанка». В мэрии города тоже не стали опровергать информацию об «облавах» на резервистов и назвали дежурящих в подъездах сотрудников полиции и военкоматов «группами оповещения». Полицейские вручают повторные повестки людям, которые не пришли в военкомат после получения первых, пояснили в администрации Санкт-Петербурга.
«Их цель — оповещение граждан о необходимости явки… Жителей многоквартирных домов просим отнестись с пониманием к организационным мероприятиям по вручению повесток во исполнение указа президента России», — сообщили чиновники.
«Поимка преступников»
В Москве полицейские подстерегают военнообязанных около метро, рассказал в своем телеграм-канале член СПЧ Кирилл Кабанов. По словам правозащитника, с соответствующей жалобой к нему обратились сотрудник МГТС и его руководитель, которые сообщили об «облаве» у станции «Щелковская».
«С его слов, хватали всех и заявляли, что должна быть справка о том, что есть бронь. Я думал, что истории про «облавы» — фейк, но мне сообщили люди, которых я лично знаю и полностью доверяю. Буду просить председателя СПЧ обратиться в органы прокуратуры для дачи правовой оценки», — написал Кабанов.
Военный комиссар Москвы Максим Локтев заявил РИА Новости, что «никакого вручения повесток военными комиссариатами города или сотрудниками полиции не проводится». По его словам, полиция просто выполняет регулярную работу «по поимке преступников», к которым он отнес и уклонистов.
«Никакое вручение повесток военными комиссариатами города или сотрудниками полиции не проводится. Розыскные мероприятия проводятся регулярно, это связано с постоянной оперативно-розыскной деятельностью по поимке преступников. О результатах такой работы спецслужбы отчитываются почти ежедневно», — сообщил Локтев.
Он добавил, что мероприятия по розыску граждан проводятся регулярно, в том числе тех, кто уклоняется от посещения военкоматов после получения повестки. Военком напомнил, что повестки установленного образца вручаются сотрудниками военкоматов или уполномоченными лично либо через работодателя.
«Нельзя хватать всех без разбора»
Действия полиции и военкоматов раскритиковал сенатор Андрей Клишас. В своем телеграм-канале он заявил, что «каждый такой сигнал должен быть проверен и в случае подтверждения — действиям должностных лиц, которые санкционировали такие «облавы» должна быть дана правовая оценка».
Кроме того, он объяснил, почему с точки зрения закона такие действия правоохранительных органов незаконны:
- Сотрудники полиции имеют право доставить в военкомат только конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), на которого есть письменный запрос из военкомата.
- Вся работа с гражданами является адресной. Военные комиссары вызывают конкретного призывника (или лицо, подлежащее мобилизации), повестки вручаются конкретному лицу, материалы в правоохранительные органы передаются в отношении конкретного уклониста. У военкомов нет прав действовать в отношении неопределенного круга лиц.
- Правоохранители подключаются к вопросам призыва на военную службу только в случае поступления из военкомата письменного запроса о доставлении конкретного лица, либо при розыске уклонистов (подозреваемых или обвиняемых по соответствующему уголовному делу).
- Силовики имеют право вручать повестки лицам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете. Использовать же этот инструмент для граждан, пребывающих в запасе, представляется излишним, подчеркивает Клишас.
- Что касается места вручения повестки военкомами, то, согласно закону, повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина, а не полицией или ГИБДД при проверке документов.
«Нельзя всех без разбора хватать на улице, а потом в военкомате разбираться, отвечает ли гражданин критериям мобилизации. И уж тем более недопустимо разбираться после отправки гражданина на сборный пункт», — подчеркнул Клишас.
В свою очередь депутат Мосгордумы, глава комиссии по безопасности и член столичной призывной комиссии Кирилл Щитов сообщил ТАСС, что получил обращение от москвича, сыну которого вручили повестку у входа в метро. По словам парламентария, призывнику 18 лет, с собой у него были паспорт и студенческий билет, подтверждающий обучение на очном отделении в колледже (студентам положена отсрочка от призыва по мобилизации. — Прим.ред.). Однако молодого человека обязали явиться в военкомат Бабушкинского района СВАО.
Щитов сообщил, что всю информацию об инциденте передали военной прокуратуре для проверки. Он напомнил, что получение повестки не означает, что человек будет автоматически мобилизован.
При этом правительственный портал «Объясняем.рф» 12 октября сообщил, что сотрудник полиции или военкомата, имея на руках пустой бланк повестки, не имеет права заполнять повестку непосредственно на улице, перед вручением: «Повестка должна быть оформлена заблаговременно, подписана военным комиссаром и заверена печатью военкомата».
Что говорят депутаты и правозащитники
Член комитета Госдумы по обороне, генерал-лейтенант запаса Андрей Гурулев сообщил RTVI, что ничего не слышал об «облавах» на резервистов и затруднился ответить, насколько правомерно такие действия силовиков. По его мнению, если информация об этом подтвердится, то следует написать заявление в прокуратуру, чтобы та организовала проверку.
«Есть категории, которые подлежат частичной мобилизации, и есть те люди, которые добросовестно приходят в военкоматы. А есть те, которые прячутся. Им положено было вручить повестку? Положено. А если положено, то тогда, я думаю, что это законно. Но мне трудно говорить, потому что я впервые о такой проблеме слышу, и всю эту информацию надо проверять, а не верить на слово», — отметил депутат.
Его коллега, замглавы комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин в беседе с RTVI заявил, что считает действия правоохранителей вполне законными.
«Выдают повестки в местах скопления людей, в том числе в метро, в чем незаконность? Людей избивают или что? Когда призывают на службу, [это происходит] по месту регистрации или на предприятии. Здесь другая ситуация — мобилизация», — подчеркнул он.
Швыткин добавил, что полицейский во время проверки документов может выяснить, не стоит ли перед ним уклонист, и не находится ли он в розыске. Впрочем в каждом случае следует разбираться индивидуально, считает депутат.
«Но если подводить итог, вручение повесток в местах массового скопления людей, в том числе в метро, не является нарушением прав граждан. Просто напишут в СМИ «облавы», и у людей ужас в глазах. Но если есть нарушение прав граждан, то они могут обратиться в прокуратуру, в органы внутренних дел», — сообщил парламентарий.
Член СПЧ Игорь Каляпин отметил, что сейчас правозащитники должны собрать материал для подачи жалобы в прокуратуру, который бы подтверждал нарушения прав лиц. По его словам, организация не оставит эту ситуацию без внимания.
«Сейчас надо сейчас просто понять, какого рода нарушения были наиболее массовыми и какие нормы права при этом нарушались. Изначально было понятно, что это мобилизация ни к чему хорошему не приведет. В прокуратуру, конечно, мы будем обращаться, но сначала надо подготовить все», — сказал он.
Каляпин подчеркнул, что для того, чтобы помочь людям, нужно рассуждать с позиции закона. При этом он затруднился ответить, когда члены СПЧ обратятся в прокуратуру.
Адвокат Сергей Бадамшин сообщил RTVI, что формально полицейские ничего не нарушили, потому что органы власти могут принимать подобные решения о взаимодействии с друг другом. Однако с моральной точки зрения, в том числе с позиции «доверия к власти», а также уважения к военным и мобилизованным, действия правоохранительных органов и сотрудников военкоматов носят «оскорбительный характер», считает он.
Бадамшин напомнил, что на фоне нарушений при мобилизации действия военкоматов критикуют даже сторонники президента, которые «пытаются отрезвить бояр, слишком рьяно пытающихся выполнять указ президента».
«Мы понимаем, что вместо выполнения указа идет реализация палочной системы, то есть выполнения той статистики, на которую они привыкли ориентироваться, а не на цели и задачи, которые непосредственно были поставлены Верховным главнокомандующим» — сказал адвокат.
По его мнению, сейчас Владимир Путин должен взять под контроль выполнение поставленных им задач. Кроме того, следует обратить внимание на чиновников, которые «не способны услышать указ президента», считает Бадамшин.
«Возникает вопрос: почему эти люди, которые так рьяно бегают по городу, до сих пор не на фронте. Считаю, что руководители, которые отдают такие приказы [об «облавах»] и их подчиненные должны быть немедленно мобилизованы и заткнуть все дыры на передовой, если те гипотетически существуют, своими ответственными телами», — резюмировал он.