После начала частичной мобилизации «выявился ряд проблем, которые надо срочно решить, чтобы снять обеспокоенность граждан» и не создавать почвы для «фейков», заявил председатель президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев. Он сообщил, что направил министру обороны России Сергею Шойгу письмо с просьбой оперативно урегулировать ситуацию.
Глава СПЧ выразил уверенность в том, что «абсолютное большинство» россиян относятся к мобилизации «с пониманием» и готовностью исполнить долг, но признал и возникновение «отдельных истеричных реакций в обществе» (ранее о них уже говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков). Фадеев призвал «работать с каждым человеком тщательно, а не для плана», не полагаясь на базы данных, которые могли устареть, и цифровые возможности.
Глава СПЧ призвал искоренить «палочную систему» и раскритиковал «стиль работы» ответственных за мобилизацию, которые вручают повестки ночью, «как будто считают, что у нас все уклонисты».
Логика «палочной системы»
По словам главы СПЧ, необходимо добиться «неукоснительного соблюдения правил призыва» и пресечь действия военных комиссариатов, руководствующихся логикой «палочной системы» и формально подходящих к отбору призывников. Фадеев пояснил, что такие случаи имели место в первые дни мобилизации.
«Призывают людей без военно-учетной специальности и боевого опыта; не подходящих по возрасту. В то же время известны случаи отказа в приеме добровольцев из-за того, что военкомат «уже выполнил план»», — рассказал председатель Совета по правам человека.
В пример он привел мобилизацию 70 многодетных отцов в Бурятии, которых успели забрать из военкомата в воинскую часть и уже оттуда отправляли домой после вмешательства главы республики. К той же категории недопустимых случаев Фадеев отнес историю из Свердловской области, где, по его словам, под угрозой уголовного преследования призывали медсестер и акушерок, не имеющих никакого опыта работы в экстренных ситуациях.
Кроме того, глава СПЧ напомнил о фактах мобилизации пожилых мужчин — «не служившего 58-летнего директора школы в Волгоградской области и 57-летнего пенсионера-агронома с дочерью-инвалидом на иждивении в Смоленской области».
Чтобы таких ситуаций не возникало, Фадеев призвал еще раз дать разъяснения по категориям граждан, подлежащих мобилизации, и «широко распространить» инструкции для призывников, указав, что им брать с собой.
Призывники из «серой зоны»
По мнению Фадеева, Минобороны должно урегулировать вопрос с теми, кто оказался в «серой зоне» законодательства — то есть близок к категориям, получающим отсрочку от призыва, но не попадает в них. В заявлении главы СПЧ перечисляются такие граждане:
- родители и опекуны детей с инвалидностью, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, — даже если есть «другие лица, обязанные их содержать»,
- лица, которые постоянно ухаживают за тяжелобольными или инвалидами I группы, не будучи их близкими родственниками.
Еще одной категорией граждан, которые, как считают в СПЧ, должны получить отсрочку от мобилизации, названы работники, чью замену сложно организовать оперативно. В пример Фадеев привел:
- соцработников с функционалом «сопровождаемого проживания»,
- школьных учителей в сельской и труднодоступной местности,
- медиков из фельдшерских акушерских пунктов и других медучреждений в сельской или труднодоступной местности.
Чем айтишники важнее токарей
Еще одним объектом критики со стороны Фадеева стала система «брони», в рамках которой «сразу выгородили всех айтишников», — хотя, по словам председателя СПЧ, у них разная специализация: кто-то создает игры, а некоторые «принимают ставки в букмекерских конторах».
«Чем они нужнее в тылу, чем токари? «Бронь» должна распространяться не на всех IT-специалистов, а на тех, кто работает с технологиями военного и двойного назначения, обеспечивает работу критической информационной инфраструктуры и системообразующих компаний, в том числе в сфере промышленности», — убежден Фадеев.