Маркетплейсам не нужно будет нести ответственность за реализацию маркируемых товаров, таких как, например, обувь и парфюмерия, если они будут доставлять эту продукцию со складов продавцов, выставляющих их на онлайн-площадках. Это следует из проекта постановления правительства России, с которым ознакомился RTVI.
Работа в системе маркировки, которая призвана контролировать отсутствие контрафакта на рынке, становится обязательной для маркетплейсов с 1 марта 2023 года. Такую меру ввели из-за обилия на их сайтах товаров неизвестного происхождения, чьи производители пользовались тем, что онлайн-компании никто не проверяет.
Однако эксперты считают, что теперь маркетплейсы просто начнут отказываться хранить маркируемую продукцию на своих складах, а реализация ее при этом продолжится.
Кто будет отвечать за товар
Проект постановления правительства, с которым ознакомился RTVI, предполагает внесение изменений в правила маркировки товаров. Речь идет об обуви, парфюмерии, воде, молочной и другой продукции. Сейчас маркировку товаров, то есть непосредственно нанесение на упаковку кодов, осуществляет производитель. При этом он сам, а также остальные участники товаропроводящей цепи — дистрибутор и розница — должны сканировать эти коды на каждом этапе реализации и передавать данные о движении продукции в систему мониторинга. Маркетплейсы от этой обязанности освобождены, однако с 1 марта 2023 года требования маркировки будут распространяться и на них. Проект постановления освободит онлайн-компании от необходимости сканировать товары, если их доставка осуществляется со склада непосредственного продавца, разместившего информацию о нем на площадке. Намерение ввести эти изменения RTVI подтвердили в Минпромторге.
Маркировку товаров начали вводить в России в 2016 году. Сначала специальные коды начали наносить на изделия из натурального меха, затем на лекарства, впоследствии маркировка распространилась на ряд других категорий. Сейчас в их числе обувь, некоторые виды одежды, вода, сигареты, молочная продукция и другие. Это делается для борьбы с контрафактом и нелегальном рынком. Оператором системы мониторинга является «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ, на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, по 25% — у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого).
Документ, в рамках которого требования по работе в системе маркировки распространяются и на предприятия интернет-торговли, разработали в Минпромторге. В ходе его обсуждения Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, включает Wildberries, Ozon, Lamoda и других) предложила внести в него уточнение, рассказали RTVI в пресс-службе министерства. Оно заключается в том, что требования должны распространяться только на те организации, которые осуществляют хранение товара в момент формирования заказа потребителем, а также его сборку и упаковку. В Минпромторге это уточнение поддержали, добавили в пресс-службе министерства. В остальных случаях, когда продавец товара использует маркетплейсы лишь в качестве площадки для торговли, но при этом хранит ее на собственных складах, он сам передает информацию о продукции в систему мониторинга.
Поправки были одобрены на совещании рабочей группы в сфере торговли и защиты прав потребителей в пятницу, 11 ноября, рассказали RTVI в пресс-службе ЦРПТ. В них указано, что маркетплейсы не являются участниками оборота, если выступают исключительно в роли «онлайн-витрины» для товаров, уточнили в пресс-службе ЦРПТ. Там пояснили, что доставка в таком случае осуществляется со склада продавца, и он несет ответственность за соблюдение требований маркировки. «Никаких требований к маркетплейсам маркировать товары самостоятельно не вводится и не планируется вводить. Товары должны маркироваться производителем или импортером вне зависимости от того, каким способом планируется реализация — дистанционным или стационарным», — подчеркнули в ЦРПТ. Там также добавили, что в ходе совещания рабочей группы АКИТ обозначил единогласное понимание ответственности за оборот немаркированной продукции у всех членов ассоциации, а также готовность соблюдать требования правил маркировки.
Если маркетплейс принимает товар на свой склад, как это происходит в большинстве случаев, он является полноценным участником оборота маркированных товаров и несет полную ответственность. Речь про реализацию немаркированных товаров не идет, добавили в ЦРПТ. Там отметили, что ранее некоторые маркетплейсы позиционировали себя как курьерские компании, оказывающие исключительно логистические услуги, однако фактически являлись полноценными участниками оборота товаров: принимали товары, упаковывали их и доставляли.
В «Яндекс Маркете» согласны с тем, что вопросы маркировки товаров, продаваемых на маркетплейсах, должен учитывать специфику бизнес-процессов. «Если продавцы хранят товары на своих складах, самостоятельно упаковывают и отправляют их покупателям, то у маркетплейса физически нет доступа к таким товарам. В этом случае проверить корректность кода маркетплейс не сможет, значит ответственность за маркировку должен нести продавец», — сказали RTVI в пресс-службе компании.
Ozon уже интегрировал свою систему приема товаров с Честным знаком — товар без соответствующего кода маркировки не может попасть на склад компании и не допускается к продаже на маркетплейсе, рассказали RTVI в пресс-службе площадки. Поэтому введение обязательной ответственности для онлайн-компаний за маркировку не скажется ценах на Ozon, заверили там.
Президент АКИТ Артем Соколов говорит, что необходимое для работы с системой мониторинга оборудование настроено уже у большинства крупных маркетплейсов. В процессе находится Wildberries, но, по словам Соколова, к 1 марта компания успеет. В Wildberries на запрос RTVI не ответили.
Как изменится работа маркетплейсов
Минпромторг впервые публично обвинил маркетплейсы, в частности Wildberries, в торговле контрафактом в июле этого года . На совещании в Госдуме на тему параллельного импорта заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Владислав Заславский заявил, что «Wildberries становится каналом сбыта контрафакта» и на компанию поступают жалобы со стороны покупателей и отраслевых объединений. Согласно исследованию Kip Legaltech, доля контрафакта на маркетплейсах только в нескольких категориях (парфюмерия и косметика, лекарства и других) может превышать 50%.
В августе было принято постановление, распространяющее требования маркировки и на онлайн-площадки. До этого недобросовестные компании пользовались лазейкой и реализовывали через них немаркированные товары неизвестного происхождения, заявляли тогда в ЦРПТ.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что теперь по маркируемым товарам маркетплейсы перейдут к модели работы со склада продавцов, а собственные освободившиеся мощности будут использовать для других категорий. Таким образом изменится логистика поставок товара до конечного потребителя, пояснил эксперт. В случае если у кого-то из продавцов не окажется достаточно собственных складских мощностей, для работы с маркетплейсам им придется привлекать еще и логистических партнеров.
Проблема заключается в том, что для приемки на склад маркетплейса товара, который завозится большим количеством фур, придется разгружать каждый паллет и сканировать каждую отдельную упаковку, отметил Артем Соколов. Все это значительно увеличивает время разгрузки. «Если не наладить этот процесс сейчас, то после того как маркировка станет обязательной, на складах маркетплейсов будут скапливаться огромные очереди из фур», — пояснил Соколов. Они считает, что это, в свою очередь, может сказаться на скорости приемки товаров.