Среди наиболее популярных категорий товаров на крупнейших российских маркетплейсах — Wildberries, Ozon и “Яндекс Маркете” — доля продукции, на которую отсутствует подтверждающая ее легальность документация, может превышать 50%. Речь идет о товарах из таких категорий как парфюмерия и косметика, лекарства, медицинские изделия и автозапчасти. В других разделах доля продукции неизвестного происхождения может быть ниже — это зависит от сложности товара и популярности бренда. В самих маркетплейсах утверждают, что активно борются с нелегальными товарами и их уровень в целом значительно ниже. При этом наличие проблемы признают и в Минпромторге.

Доля товаров неизвестного происхождения на крупнейших российских маркетплейсах — Wildberries, Ozon и “Яндекс Маркете” — может превышать 50% в таких популярных категориях как парфюмерия и косметика, лекарства, медицинские изделия и автозапчасти. Это следует из исследования компании Kip Legaltech, которая занимается защитой интеллектуальной собственности для более чем 700 компаний, среди которых крупные международные бренды — Sanofi, Viber, 3M, Jacobs и другие. По просьбе RTVI компания проанализировала легальность товаров более 50 крупных международных и российских брендов, которые продаются на популярных маркетплейсах.

На “Яндекс Маркете” в выборку попали 97,2 тыс. карточек товаров, на Ozon — 80,1 тыс., а на Wildberries — 70,1 тыс. В дальнейшем, с помощью системы Kip Monitor, которая работает на основе нейронных сетей, компания выбрала из них предложения с признаками контрафакта — подозрительная цена, отрицательные отзывы и отсутствие документов, подтверждающих легальность. После общения с администрацией маркетплейсов и продавцами для истребования необходимых документов на Wildberries так и не удалось установить происхождение и легальность 29,7 тыс. товаров (42,3% выборки), на Ozon — 43,9 тыс. (54,8%), а на “Яндекс Маркете” — 55,1 тыс. (56,7%).

На всех трех маркетплейсах хуже всего обстоят дела с парфюмерией и косметикой — на эту категорию пришлось больше всего товаров неизвестного происхождения. Так, на Wildberries это 80,4% из попавших в мониторинг 27,1 тыс. парфюмерных и косметических товаров, на Ozon — 82,9% из 34,1 тыс. товаров, на “Яндекс Маркете” — 56,3% из 38,7 тыс. На Ozon и “Яндекс Маркете” также оказалась большая доля лекарств неизвестного происхождения — 58,3% из попавших в мониторинг 12,7 тыс. товаров и 60,7% из 19,6 тыс. соответственно. На Wildberries этот показатель ниже — 27,2% из 12,5 тыс. карточек.

Ситуация с выбранными категориями не означает, что среди других товаров на маркетплейсах доля продукции, легальность которой не получилось подтвердить, также высока, обращает внимание генеральный директор KIP Legaltech Алексей Катков. Этот показатель зависит от популярности бренда, а также легкости воспроизведения. Например, такие сложные технологичные товары как бытовая техника или электроника практически не подделывают, зато среди игрушек или одежды контрафакта много, особенно у популярных и известных брендов, говорит Катков.

При этом с 1 июля 2019 года в России работает система обязательной маркировки товаров, одна из целей которой — борьба с контрафактом. По специальному коду, нанесенному на товар, она позволяет потребителям отследить, кто, когда его произвел или ввез в страну. Для каждой категории товаров маркировка вводится постепенно — сейчас в России маркируются сигареты, лекарства, некоторые виды одежды и другие товары. Оператором единой системы маркировки является компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Представитель ЦРПТ рассказал RTVI, что некоторые маркетплейсы торгуют товарами без соблюдения требований к обязательной маркировке, так как на них не распространяется ответственность за такие нарушения. “Недобросовестные поставщики интернет-площадок пользуются лазейкой и реализуют через них немаркированные товары неизвестного происхождения”, — утверждают в ЦРПТ. При этом именно онлайн-платформы получают деньги от потребителей, формируют кассовые чеки, но полные данные о выводе из оборота товаров не передают ни оператору системы маркировки, ни поставщику, сообщили в компании.

Для решения этой проблемы с 1 марта 2023 года вступает в силу постановление правительства, которое приравнивает маркетплейсы к другим участникам оборота товаров легкой промышленности и вводит для них ответственность за продажу немаркированной продукции, напомнили в ЦРПТ.

Товар неизвестного происхождения — это контрафакт или оригинальный продукт, продаваемый нелегально?

Юридически — это контрафакт, хотя на практике это может быть и товар оригинального производителя, просто без документов. В России действует национальный принцип исчерпания прав на товарный знак, напоминает исполнительный директор ассоциации производителей фирменных торговых марок «Русбренд» (включает Procter&Gamble, Johnson&Johnson, Unilever и других) Алексей Поповичев. Он заключается в том, что любой магазин может продавать только ту продукцию, которую он закупил непосредственно у производителя или его официального дистрибутора. В противном случае товары приравниваются к контрафакту — продукции, на которую товарный знак нанесен незаконно, то есть не самим правообладателем. В то же время Поповичев сомневается, что все товары на маркетплейсах, не имеющие необходимую документацию, являются поддельными. Он не исключает, что часть из них действительно была произведена правообладателями, но продавцы не оформили документы должным образом.

Борьба с контрафактом

В “Яндекс Маркете” заявили RTVI, что «не готовы подтвердить корректность данных, приведенных в исследовании».Так, доля контрафакта на маркетплейсе, по собственным данным компании, не превышает 0,05% от общего числа товаров — оно составляет более 40 млн.

Ирина Бужор / Коммерсантъ

В компании подчеркнули, что внимательно следят даже за единичными случаями появления контрафакта и предпринимают ряд мер: в частности, используют систему, позволяющую сформировать «гипотезу» о подозрительности товара или продавца, а затем привлечь службу контроля качества. При подтверждении подозрений запускается углубленная проверка партнера. Она включает контрольные закупки, а в самых сложных случаях — взаимодействие с производителями товаров для определения подделок. Кроме того, у продавца запрашивают документы на товары, которые подлежат сертификации, декларированию или лицензированию, подчеркнули в “Яндекс Маркете”.

В Ozon рассказали, что на маркетплейсе тоже выстроена многоступенчатая система проверки товаров, которая включает в себя машинные алгоритмы, направляющие карточки “подозрительных” товаров на ручную проверку. “Для реализации товара продавец должен подтвердить его подлинность, а также факт покупки у производителя, загрузив в личный кабинет на площадке необходимые документы. В случае выявления нелегальных товаров по жалобам правообладателей или потребителей, площадка скрывает их от покупателей”, — подчеркнули в Ozon. При покупке вещей от дорогостоящих брендов дополнительной гарантией качества может служить то, что продавцом является сам Ozon — маркетплейс закупает только оригинальный товар, имеющий все документы на бренд и сертификаты соответствия, отметили в компании. Дополнительной защитой является система маркировки, в которую интегрирован маркетплейс, а также отметки Росаккредитации «Товар проверен» со ссылками на сертификаты соответствия, добавляет в Ozon.

В Wildberries не предоставили комментарии RTVI.

В начале августа Ozon, Wildberries и “Яндекс Маркет” сообщили о создании единой информационной системы для борьбы с контрафактом, в которой будут собирать данные о случаях размещения контрафактных товаров, сведения об их продавцах, а также документы, подтверждающие факты нарушений. Это позволит всей тройке маркетплейсов оперативно отслеживать наличие контрафактных товаров у себя на площадках и скрывать такие предложения от покупателей.

Вмешательство властей

Несмотря на то, что сами маркетплейсы отрицают высокий уровень контрафакта на своих площадках, об этом прямо говорят в Минпромторге. Так, заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский в июле заявил, что Wildberries «становится каналом сбыта контрафакта». Он рассказал, что на этот маркетплейс регулярно поступают жалобы со стороны покупателей и отраслевых объединений, а Ozon ставил в пример, уточняя, что на нем контрафакта «по идее» вообще быть не должно.

Сергей Савостьянов / ТАСС

По словам источника RTVI на рынке кибербезопасности, в России существуют и специальные агентства по размещению и продвижению поддельных товаров на популярных интернет-площадках. “За оговоренную плату такие агентства создают магазин и занимаются его ведением, фотосъемкой продукции, а также помогают с регистрацией ИП или ООО и открытием расчетного счета в банках-партнерах. Проверка документов может произойти только после обращения правообладателя, к этому моменту продавец может реализовать большой объем незаконной продукции. В случае блокировки магазина за повторную плату агентства предлагают открыть новый магазин по такой же схеме”, — рассказал собеседник RTVI.

В Минпромторге RTVI сообщили, что ведут работу с незаконным оборотом товаров, которая затрагивает все маркетплейсы. Там уточнили, что в рамках мониторинга ситуации Минпромторг уже запросил у региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции сведения о типовых нарушениях на интернет-площадках. “В настоящее время проводится детальный анализ получаемой информации для подготовки предложений по дальнейшей работе”, — говорят в министерстве.

По мнению Алексея Поповича из “Русбренда”, маркетплейсы действительно всерьез намерены заняться борьбой с нелегальной продукцией на своих площадках. На этом, как минимум, продолжат настаивать правообладатели, подчеркнул он. Введение ответственности за реализацию немаркированной продукции поможет свести уровень нелегальных товаров до минимума, полагает эксперт.