В ночь на 27 июня в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщил Bloomberg. Однако агентство признает, что проблемы носят символический характер, поскольку Москва готова расплатиться, но не имеет такой возможности из-за финансовых ограничений по операциям с долларами и евро. Опрошенные RTVI экономисты считают, что Запад создал беспрецедентную ситуацию, в которой под видом дефолта фактически попираются правовые основы.
О чем сообщил Bloomberg и что нужно для признания дефолта
В ночь с 26 на 27 июня у России истек льготный период по выплате процентов на сумму около $100 млн, подлежащий выплате 27 мая, и этот крайний срок считается событием дефолта (то есть невыполнение обязательств должника перед кредиторами или инвесторами). Как отмечает Bloomberg, дефолт стал «кульминацией все более жестких западных санкций, которые перекрыли пути платежей зарубежным кредиторам».
По оценке агентства, технический дефолт — «мрачный признак быстрого превращения страны в экономического, финансового и политического изгоя», поскольку «валютные резервы Центрального Банка заморожены, а крупнейшие банки отрезаны от мировой финансовой системы». Несмотря на это, Bloomberg признает, что дефолт пока носит в основном символический характер и мало что значит для россиян.
Финансово-аналитический телеграм-канал «Адские бабки» также отмечает, что на деле статья Bloomberg не имеет никакого значения. Авторы канала напомнили правила признания дефолта:
- не менее 25% держателей долга должны заявить, что им не заплатили;
- это событие должны зафиксировать рейтинговые агентства (а они приостановили работу в России).
Признание дефолта «на основании невыплаты жалких $100 млн и желании должника платить при резервах в $600 млрд» является странным и глупым решением, считают авторы канала.
Предыстория «дефолта»
До начала апреля США разрешали России платить по долгам из замороженных валютных резервов в американских финансовых институтах. Но после сообщений о массовой гибели мирных жителей в Буче и других пригородах Киева Минфин США заблокировал эту возможность. Из-за этого Россия была вынуждена тратить остающиеся у нее резервы валюты. Кроме того, с 25 мая американское финансовое ведомство прекратило действие лицензии, позволяющей России производить выплаты для обслуживания своего внешнего долга.
Что говорят в Кремле и правительстве
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 27 июня, что утверждения о дефолте в России неправомерны. «Еще в мае в валюте необходимый платеж был совершен, а тот факт, что Euroclear удержал эти деньги, не довел их до получателей, это уже не наши проблемы. То есть в данном случае никаких оснований называть эту ситуацию дефолтом нет», — отметил официальный представитель Кремля.
Кроме того, Минфин России 27 июня в ответ на сообщения об объявлении дефолта России в очередной раз напомнил, что исполнил обязательства по долгу, хотя и в рублях. Ведомство рекомендовало инвесторам обратиться в финансовые организации, которые не перечислили им выплаты от России.
На прошлой неделе, 23 июня, грядущий «дефолт» прокомментировал министр финансов России Антон Силуанов. Он заявил, что все обязательства были исполнены, когда ведомство расплатилось по международным долгам, перечислив средства в Национальный расчетный депозитарий. Этот платежный агент по еврооблигациям в начале июня оказался под санкциями Евросоюза.
«Речь идет о выплате валютного долга в рублях по новой схеме: для этого всем иностранным инвесторам открыли без их личного присутствия рублевые счета типа «И». Ничего общего с дефолтом 1998 года, когда у страны не было денег для оплаты долгов, сейчас нет», — пояснил Силуанов.
По словам министра, свои обязательства нарушила не Россия, а иностранные контрагенты, которые должны были осуществлять проведение платежей по обслуживанию российского госдолга. Как отметил Силуанов, после того как США и ЕС лишили Россию возможности платить по облигациям в валюте, как того требуют документы эмиссии, Минфин вынужден расплачиваться «в той валюте, которая нам гарантированно доступна — в рублях».
Событием дефолта является отсутствие платежа со стороны России, однако из-за санкций сложилась «парадоксальная ситуация», когда «платеж будет проведен, но проблема в том, что его не смогут получить инвесторы», добавил Силуанов. По мнению министра, инвесторам «нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства» с Россией, которая и без этого готова платить по долгам, в то время как инвесторам по сути запрещено получать причитающиеся выплаты. Глава Минфина назвал происходящее фарсом и абсурдом.
Мнение экспертов
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов
Россия закрыла этот вопрос так: она предлагает проводить платежи в рублях, а получить деньги [держателям облигаций госдолга страны] можно на соответствующих счетах в российских банках. Что касается Запада, то здесь план, судя по всему, был такой: доллар по 200 рублей, усиление финансовой паники [из-за объявления дефолта] и рост социально-политического напряжения в обществе. То есть это должно было дать мощный политический результат. Но события явно пошли не по плану, что много говорит об аналитическом уровне тех, кто его составлял.
В пользу этой версии говорит то, что на саммите G7 обсуждались идеи нарастить объемы инвестиций в проекты, связанные с добычей углеводородов. Но здесь возникает вопрос — а что мешало это сделать несколько лет назад?
Кроме того, почему никто не подумал о последствиях столь радикальных санкций, которые вводились против продавца [энергоносителей]? О появлении дефицита тех или иных продуктов? Что они ожидали? По сути, за этим объявлением дефолта начнется лишь новый рост цен.
Что касается запрета покупки российского золота, то это абсурдная мера. Россия просто сама будет его выкупать и никуда не вывозить, хотя, по факту, это стоило начать делать тоже еще несколько лет назад.
Скорее всего, мы увидим наращивание доли золота в резервах, в западных валютах резервировать бессмысленно, они обесцениваются.
Просто представьте, что будет на рынке, если вслед за Россией Китай начнет скупать золото. Ведь этому примеру могут последовать и другие страны, которые не станут слушать советов Международного валютного фонда иметь золота не более 30% резервов, а начнут, по примеру Москвы, по чуть-чуть наращивать свои запасы. Понятно, что это приведет к очередному росту цен на рынке.
Профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган
Значимость [этого события] очень высокая, пусть и, подчеркиваю, формального. Одно дело, когда говорят, что это может произойти, а другое — когда это происходит. Проблема здесь в том, что это одновременно некая констатация факта для всего мира, где есть Греция, чья долговая нагрузка составляет 200%, или страны, у которых она достигает 400%. Из-за этого символического по сути дефолта они могут ощущать себя гораздо лучше, чем Россия, которой этот долг просто не дают оплатить.
Ирония ситуации в том, что всем все понятно, но прецедентов происходящему нет, поэтому не нужно делать из себя дураков.
Москве объявлен дефолт, хотя она говорит: «Пожалуйста, мы готовы рассчитаться в любых валютах, кроме замороженных». А ей говорят: «Нет, не возьмем». Россия спрашивает: «А как тогда оплатить?», а ей отвечают: «Мы не знаем».
Запад сознательно пошел на это, поскольку заморозил резервы и не захотел, чтобы Россия была в этой ситуации в очень хорошем финансовом положении. То есть решил сделать ее, по сути, банкротом, чтобы начать экспроприировать какие-то активы и так далее.
С этим все понятно. Но что будет дальше? Дальше России предъявят все ее долги. Она скажет: «Нет проблем, давайте заплачу, но в рублях или валютах, по которым мы сможем рассчитаться». Но в ответ ей скажут: «Мы не готовы принять оплату в чем-либо, кроме долларов, поэтому платите. Как — не знаем». Это что-то вроде «Плыви по морю». Но ты говоришь: «Ребят, вы же мне руки-ноги замотали», а тебе в ответ: «Ничего не знаем, плыви, а утонул — твои проблемы».
Это настоящий экономический коллапс, верх бреда. Мировая история такого не знала. Будут наверняка какие-то судебные процессы [по госдолгу], аресты собственности и так далее. Какие-то из них уже идут (глава Минфина США Джанет Йеллен признавала отсутствие законных оснований для конфискации активов России. Силуанов предупреждал, что конфискация активов России спровоцирует «прямой конфликт» и реакцию России уже не в правовом поле. — Прим. RTVI).
Чем все это закончится, пока непонятно. Но одновременно с этим Запад понимает, что если сейчас начать арестовывать, скажем, поставки российского газа и нефти, то он может получить полное отключение Европы от нефти или газа. А дальше это коллапс — газ и так сегодня по $1,5 тыс. [за 1 тыс. кубометров], а будет $3 тыс., $10 тыс. и так далее. Проблема в том, что мир сегодня находится в ситуации полнейшего хаоса и не в состоянии понять, что делать и как на все это реагировать. Поэтому ситуация беспрецедентная, у нее нет решений. Это может привести к очень серьезным последствиям, причем в глобальном масштабе.
Что касается запрета покупки российского золота, то это те же яйца, только в профиль. Это еще одна попытка не дать России воспользоваться своими ресурсами, финансовыми возможностями, сделать так, чтобы в России наступил финансовый коллапс. Мир, конечно, выкрутится, но ему будет очень тяжело. Тут нельзя сказать, что все умрут, но им предстоят непростые времена, которые уже наступили. Вот и все.
Финансовая подушка России и ее долги
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 июня составил $197,725 млрд. Запасы Центробанка на июнь составили $582,3 млрд (при внешнем долге в $57 млрд). На момент кризиса в 1998 году резервы ЦБ составляли $24 млрд, обязательства перед нерезидентами на рынке облигаций федерального займа и фондовом рынке — свыше $36 млрд. На 1 февраля 2022 года внешний госдолг России составлял $59,4 млрд, внутренний — $16,4 трлн рублей.
Минфин прогнозирует дефицит бюджета России четыре года подряд с 2022 по 2025 год. Из-за изоляции от внешнего рынка его будут закрывать за счет внутренних заимствований — размещения облигаций федерального займа (ОФЗ).