Отношения между Россией и Китаем — это «дружба между джентльменами», сказала 24 марта официальный представитель МИД КНР Мао Нин, ее слова приводит издание Global Times в Twitter. Сотрудничество Москвы и Пекина не является альянсом и не направлено против третьих стран, заявила Мао Нин.
Так китайское внешнеполитическое ведомство ответило на вопрос журналиста, попросившего прокомментировать реакцию Вашингтона на итоги визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.
Представитель Белого дома Джон Кирби 22 марта оценил план экономического сотрудничества России и Китая до 2030 года и заявил, что США не поддерживают какие-либо меры, нацеленные на уменьшение изоляции России. «Мы не поддерживаем никакие усилия по укреплению или оздоровлению <…> экономики [России]», — заявил Кирби.
Также МИД КНР обвинил США в усугублении кризиса на Украине. «Китай играет конструктивную роль в урегулировании российско-украинского кризиса», в то время как США «подливают масла в огонь», препятствуя усилиям других стран в мирных переговорах. «Чего добиваются США?», — риторически подытожила Мао Нин.
Государственный визит Си Цзиньпина в Россию проходил с 20 по 22 марта. В ходе поездки китайский лидер встретился с российским президентом Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Мишустиным, а также принял участие в переговорах в расширенном составе, на которых присутствовали члены правительства, Совета безопасности и главы крупных частных и госкомпаний. Это была первая с 2019 года поездка Си в Россию.
Результатом встреч стало подписание двух совместных заявлений и целого пакета документов об углублении экономического сотрудничества. Стороны решили сосредоточиться на наращивании торговли электротехнической продукцией и нефтепродуктами и наладить планирование торговли в ИТ-сфере и торговле ресурсами.
В этих целях Россия и Китай намерены совершенствовать приграничную инфраструктуру и повышать эффективность таможенного оформления и досмотровых процедур. Помимо прочего, две страны будут повышать уровень финансового сотрудничества за счет использования национальных валют в двусторонней торговле, инвестициях и кредитовании.
Что касается политических вопросов, Россия и Китай обозначали курс на дальнейшее сближение, заявили, что «высшей демократии» не существует и озаботились деятельностью США в сфере ядерной безопасности. По украинской проблеме стороны придерживались разных формулировок — Китай снова напомнил, что придерживается мирного разрешения конфликта, а Москва позитивно оценила «объективную и непредвзятую позицию» китайских партнеров.