Российская экономика во втором-третьем кварталах 2022 года будет проходить структурную трансформацию, которая может сопровождаться регрессивными явлениями в некоторых областях и откатом к практикам 1990-х годов. В частности, прогнозируется возвращение в страну «челночного» бизнеса. Об этом говорится в свежем выпуске бюллетеня Банка России «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследования и прогнозирования.

Трансформация российской экономики

В бюллетене отмечается, что прогноз аналитиков может не совпадать с позицией ЦБ, так как в нем освещаются актуальные вопросы и рассматриваются различные возможные сценарии. В материале, в частности, идет речь о предстоящем экономическом спаде, превосходящем по масштабу случившийся во время пандемии.

Согласно представленному обзору, российская экономика пройдет четыре этапа трансформации от разрыва существующих производственных цепочек до восстановления производственных связей на базе менее передовых технологий.

Первый – адаптация, в период которой будет наблюдаться нарастание проблем из-за отсутствия поставщиков, нехватки запчастей и сложностей с сервисным обслуживанием. Второй этап – первичная подстройка к новым условиям, в рамках которой предусмотрено появление вторичных эффектов спада, касающихся спроса и рынка труда. На этом этапе значительно вырастет роль «челноков», то есть малого бизнеса, который обеспечивает внутренний спрос.

Третий этап – «обратная индустриализация». На нем будет наблюдаться замещение высоких технологий устаревшими. Из-за этого занятость в импортозамещающих отраслях будет увеличиваться, а экологичность производства, напротив, резко снижаться.

Последний этап называется «завершение структурной перестройки». Он предполагает достижение нового равновесия на менее совершенной технологической базе.

Удар по современным технологиям

Аналитики Центробанка полагают, что под наибольший удар попадут сектора, которые используют современные технологии. В частности, речь идет о производстве высокотехнологичной продукции, обязательно встроенном в глобальные производственные цепочки. Как отмечают в департаменте, некоторые компоненты нельзя будет заменить. Прежде всего рискуют столкнуться с проблемами машиностроение и электронная промышленность.

Эксперты не делают прогнозов относительно замедления или ускорения темпов потенциального ВВП России, поскольку есть много факторов, от которого это будет зависеть. Среди них – снижение объемов экспорта и менее качественный и более дорогой импорт. По мнению экспертов департамента, пока сложно делать выводы о том, как быстро Россия научится поставлять, копировать или создавать свои технологии.

Перспективы

Также аналитики ЦБ заявляют, что внешнеторговые и финансовые ограничения, охватывающие широкий круг товаров, услуг, деловой и финансовой активности, делают российскую экономику более закрытой. В результате доля экспорта и импорта в российском ВВП будет снижаться при одновременном снижении самого ВВП.

«Это также означает, что в среднесрочной перспективе после завершения структурной трансформации экономики и снижения относительных мировых цен на сырьевые товары российский ВВП в пересчете на резервные валюты (юань, доллар и т.д.) уменьшится сильнее, чем в реальном выражении. Разрыв между ВВП, посчитанным по паритету покупательной способности, и номинальным ВВП в пересчете на резервные валюты возрастет», – констатируют аналитики ЦБ.

Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила, что структурную трансформацию экономики будет сопровождать рост цен на ряд товаров и инфляция, которая превысит прогнозы. По ее словам, сейчас эффект не так заметен из-за сделанных запасов, но они конечны.

Вместе с тем Набиуллина отметила, что швейное производство уже ощущает последствия нарушений производственной цепи. В частности, она упомянула нехватку пуговиц и химикатов для отбеливания бумаги. Глава ЦБ добавила, что поиск новых партнеров и перестройка логистики может занимать до нескольких месяцев.

Набиуллина также предупредила, что с трудностями столкнутся и российские экспортеры, которые должны выстраивать новые цепочки логистики, поскольку для российских кораблей закрыты многие порты. Чтобы развивать новые логистические направления, нужна новая инфраструктура, пояснила она.

«Это нам под силу. Это тоже потребует времени. Трудности проявляются во всех секторах и у больших, и у малых компаний», — сказала председатель Центробанка.

По словам Набиуллиной, главное то, что сам процесс структурной перестройки экономики уже запущен.