С приближением 31 октября в некоторых регионах России пытаются предотвратить празднование Хэллоуина и предалагают отмечать вместо него «тыквенный спас». Одни выдают «тыквенный спас» за народный славянский праздник, другие сообщают, что он был придуман несколько лет назад, чтобы прославить осенний урожай. Публикации с упоминанием «тыквенного спаса» участились с 2022 года. Что об альтернативе Хэллоуину говорят в Госдуме и Русской православной церкви — в материале RTVI.
«В России нелогично видеть тыквы и жареных летучих мышей»
Депутат-единоросс Виталий Милонов считает, что Хэллоуин является праздником «не зарегистрированной в России религиозной секты» и поэтому не имеет права отмечаться в стране. Он напомнил, что официально Хэллоуин запрещено проводить в детских учреждениях.
«Я считаю, что Хэллоуин является праздником религиозным. То есть, если мы, предположим, видим место, где официально собираются древние кельты, или пикты, и у них там свои этнические религиозные тусовки, то, наверное, это логично — видеть там тыквы, жареных летучих мышей и всякие другие экзотические вещи.
Если мы говорим про Россию, про наше общество, то я, при всем уважении, пиктов в последнее время что-то практически не наблюдаю. Поэтому праздновать религиозные праздники не зарегистрированной религиозной организации общества пиктов — я не вижу правовой возможности», — сказал RTVI Милонов.
Он подчеркнул, что «незарегистрированные религиозные секты» должны быть лишены права делать праздники вроде Хэллоуина в кафе и ресторанах.
«Это религиозный праздник, пускай празднуется в рамках осуществления религиозной деятельности, а в кафе, ресторанах — нет, ни в коем случае. Религиозные общины, имеющие федеральную регистрацию, — православные, мусульмане, буддисты — конечно, могут делать праздники у нас. Поэтому и Курбан-байрам, и Пасху, и еврейские праздники мы широко празднуем, они есть в разных ресторанах, это все хорошо, все вписывается. А вот незарегистрированные религиозные секты этого права должны быть лишены. Надо смотреть на этот праздник именно в этом контексте», — рассуждает депутат.
Милонов скептически отнесся к идее праздновать вместо Хэллоуина «тыквенный спас» и адресовал этот вопрос РПЦ.
«Знаете, я, видимо, плохо ознакомился с протоколом Межсоборного присутствия, поэтому как-то не проскальзывала передо мной никогда эта новелла о тыквенном, грушевом или еще каком-то там новом спасе. <…>
“Тыквенный спас” относится, конечно, не к образу Спасителя, а просто, видимо, к какому-то локальному празднику детского сада “Ромашка”, но точно спасом не является», — подытожил он.
«Пример борьбы дьявола с богом»
Первый зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев также сказал RTVI, что критически относится «ко всем этим языческим обозначениям — тыквенный, яблочный спас и так далее». Он отметил, что и без этого в российской культуре и истории есть достаточно памятных дат, которые можно предлагать школам.
Сам Хэллоуин Бурляев оценил как «пример борьбы дьявола с богом» и высказал мнение, что «насильно внедряли» через школы в течение 30 лет.
«Великий русский писатель Достоевский говорил: “Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Внедряемый на протяжении 30 лет культурного безвременья России праздник Хэллоуин, который активно навязывался учебным заведениям, — это как раз пример борьбы дьявола с богом. Я лично категорически против распространения данного якобы “праздника” в наших учебных заведениях и вообще в Российской Федерации», — сказал парламентарий и народный артист.
Он убежден, что «как это внедрялось, это может потихонечку сойти на нет, но должна быть четкая политика государства в этом вопросе».
«Отвязываться» от Хэллоуина надо, но без «указиловки»
Депутат от ЛДПР Алексей Нилов, который в прошлом возглавлял комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, тоже считает традиции празднования Хэллоуина в России «навязанными», но выступает против запретов, потому что этим «можно просто добиться другого эффекта».
«Что касается навязанной субкультуры, то от нее “отвязываться” надо не просто декларациями. Пусть государственные, муниципальные, общественные организации проводят альтернативные мероприятия, которыми будут привлекать молодежь идти отмечать альтернативный праздник.
Но это все должно быть добровольно, гибко, без какого-то навязывания, без того, чтобы сгоняли для массовки, для картинки. И в таком формате, через мягкую силу, через пропаганду, предоставляя альтернативу для собственного выбора, можно со временем добиться успеха», — рассуждает собеседник RTVI.
Инициативу отмечать в школах вместо Хэллоуина «тыквенный спас» Нилов одобряет, но подчеркивает, что это не должна быть «указиловка».
«Если это добровольное желание учеников праздновать в рамках школы данное мероприятие — почему нет, а если это будет указиловка, то можно получить обратный эффект. <…> Здесь смотря какая цель ставится — если поставят цель провести альтернативу, людей загонят, заставят, то это будет агрессия. И потом вы в интернете будете читать и снимать репортажи, писать статьи, как на местах все это перевернули с ног на голову», — заключил он.
Что говорят про «тыквенный спас» в РПЦ
В РПЦ в свою очередь выступили против введения в традицию «тыквенного спаса» и сообщили, что такого праздника нет.
«Так называемый праздник “тыквенный спас” появился относительно недавно как альтернатива западному празднику Хэллоуин. Это праздник, являющийся по своей сути подражанием празднику Хэллоуин, в котором хоть и в шутливой форме, но происходит прикосновение к темной силе, что не может не навредить человеку», — пояснил RTVI руководитель пресс-службы Московской митрополии священник Павел Галушко.
«“Тыквенный спас” не является церковным праздником, хотя и прикрывается церковным названием “Спас”. В Русской Православной Церкви есть праздники: Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, и эти празднования связаны с прославлением Спасителя Господа Иисуса Христа», — заключил священник.