Никулинский районный суд Москвы вынес решение по уголовному делу о торговле младенцами, приговорив к длительному лишению свободы всех фигурантов, включая двух суррогатных матерей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу суда.

  • Самый большой срок — 19,5 года колонии — получил Владислав Мельинков, руководитель юридической компании, которая обеспечивала сопровождение сделок по продаже детей.
  • Эмбриолог столичной клиники NGC Тарас Ашитков приговорен к 17,5 года колонии.
  • Его коллегу — репродуктолога Юлиану Иванову — суд приговорил к 16,5 года колонии.
  • Работавшая в клинике акушер-гинеколог Лилия Панаиоти получила 16 лет колонии.
  • Суррогатная мать Лилия Валеева приговорена к 10,5 года колонии с отсрочкой наказания до 14-летия ребенка.
  • Еще одна суррогатная мать — Татьяна Блинова — получила четыре года колонии; это самый мягкий приговор по делу.

Что говорят адвокаты

Защита осужденных заявила, что планирует подать апелляцию на сегодняшнее решение Никулинского райсуда. Адвокаты просили суд оправдать обвиняемых и называли запрошенные обвинением сроки «беспрецедентными». По словам защитников, в ходе предварительного и судебного следствия не поступило ни одного доказательства в пользу того, что обвиняемые действительно осуществляли торговлю детьми.

«Такими усилиями в России просто развалятся технологичные репродуктивные технологии. Мало того, что наше общество сваливается в демографическую яму, а такими методами и способами, я думаю, что рождаемость снизится в разы, потому что российские граждане опасаются и боятся программы суррогатного материнства, даже при наличии у них таких показаний», — цитирует ТАСС адвоката Людмилу Айвар, которая представляла интересы Владислава Мельникова.

По ее словам, гособвинение и СКР фактически превратили «установленные законом процедуры, регламентируемые семейным кодексом, законом об охране граждан, а также иными документами Минздрава», в «нечто противозаконное», чтобы создать видимость, будто обвиняемые торговали детьми.

Ранее один из адвокатов рассказывал ТАСС, что следствие вменяет фигурантам незаконное использование вспомогательных репродуктивных технологий под видом лечения бесплодия и передачу детей покупателям за вознаграждение — с «нарушением основ правопорядка и нравственности».

Дело о торговле младенцами

Дело о торговле младенцами было возбуждено в январе 2020 года — после того, как в подмосковном поселке ВНИИССОК обнаружили тело новорожденного мальчика. Сначала случившееся квалифицировали по статье о причинении смерти по неосторожности, затем к этому добавилась статья о торговле людьми. Вскоре выяснилось, что найденный мертвым младенец скончался от СВСН — синдрома внезапной смерти новорожденного.

В конечном итоге фигурантам вменили торговлю людьми в составе организованной группы с перемещением через государственную границу и использованием поддельных документов, а также покушение на совершение этого преступления.

Статья о покушении касалась еще нескольких грудных детей, которые тоже находились в квартире под присмотром няни. Все они появились на свет от суррогатных матерей. Биологические родители должны были забрать их и увезти за границу после оформления всех необходимых документов. Младенцев из квартиры отправили сначала в детскую городскую больницу, а потом передали в дом ребенка.

Главное следственное управление СКР инициировало проверку в отношении сотрудников местной полиции и органов опеки — на предмет ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей. Кроме того, проверка затронула юридическую компанию, сопровождавшую сделки по передаче младенцев. Впоследствии дело было передано для расследования в центральный аппарат Следственного комитета.

В итоге все фигуранты были обвинены в 11 эпизодах торговли младенцами, восемь из которых были проданы. В трех случаях, как сочло следствие, обвиняемые не смогли довести свой замысел до конца, и эти эпизоды были расценены как покушение на совершение преступления.

Реакция Госдумы

В июне 2022 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, ограничивающий круг людей, которые могут воспользоваться услугами суррогатной матери. Согласно этому документу, суррогатное материнство должно быть доступно только людям, состоящим в браке, при условии, что хотя бы один из супругов — гражданин России. Также законопроект допускает услугу для одиноких россиянок, которые не могут иметь детей по медицинским причинам.

Вскоре спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости запретить суррогатное материнство для иностранцев, уточнив, что за несколько лет из России были вывезены 45 тысяч рожденных по этой схеме младенцев. «Это большой нелегальный бизнес, оборот которого оценивается более чем в 2 млрд евро. Такие малыши зачастую оказываются в тяжелейших ситуациях: становятся жертвами преступлений, в том числе продажи на органы, попадают в однополые пары», — написал председатель нижней палаты парламента в своем телеграм-канале.

В конце 2022 года председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (КПРФ) Нина Останина заявила RTVI, что вслед за законом о запрете иностранцам использовать услуги суррогатных матерей в России необходимо запретить платное суррогатное материнство. По ее словам, в период пандемии COVID-19 «вскрылось», что услугами суррогатных матерей в России пользуются, «как правило, богатые, одинокие мужчины» из других стран, к которым «уходят целые авиарейсы» с новорожденными.