Протоиерей Алексей Уминский, которого церковный суд лишил сана, не должен был обсуждать утвержденную патриархом молитву в интервью. Такое мнение заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе высказал в специальном интервью RTVI.

«Сам факт интервью ничего не значит с точки зрения перспектив нахождения или не нахождения в священном сане. Это я вам совершенно откровенно говорю», — заявил Кипшидзе. По его словам, в РПЦ нет жестких ограничений, кому можно давать интервью, а также запретов «на диалог с радиостанцией «Эхо Москвы» прошлого или теперешнего извода».

В 2022 году патриарх Кирилл утвердил текст молитвы о святой Руси, в которой говорится: «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».

В ноябре 2023 года журналист Алесей Венедиктов* в интервью с Уминским зачитал вопрос от жительницы Магнитогорска, которая спросила, что ей делать, если она не может ходить в храм, «где молятся за победу и поддержку СВО». Священник посоветовал найти храм, где священники «стараются не очень сильно, как бы сказать, военный дух на литургии укреплять, которые со своей собственной позиции все-таки больше молятся о мире, нежели о победе, и понимают, что любая победа — это всегда пиррова победа».

Кипшидзе отметил, что служение священника предполагает верность церкви и уважение к патриарху как к отцу.

«Вознесение тех молитв, которые возносятся по благословению святейшего патриарха, в том числе и молитва о святой Руси, которая, собственно, и стала камнем преткновения в этой ситуации — это, конечно, та добровольная обязанность, обязательство, которое принимает на себя не только отец Алексей Уминский, но и любой другой священник Русской церкви», — подчеркнул представитель РПЦ.

По его мнению, если кому-то из священников не понравилось благословление патриарха читать молитву или они посчитали, что оно не соответствует церковному праву, то они могли этот вопрос поставить внутри церкви еще в 2022 году. Однако нельзя «просто делать то, что каждый хочет, никак это не аргументируя или аргументируя Алексею Венедиктову*, который не является ни Синодом, ни каким-то другим церковным учреждением», пояснил Кипшидзе.

«Я просто удивляюсь на самом деле, что для обсуждения этой молитвы был выбран формат политического интервью с деятелем, который придерживается совершенно понятных политических убеждений. Да даже если бы он придерживался противоположных политических убеждений, я думаю, что это тоже было бы неуместным с ним обсуждать — то, какая молитва внутри церковного строя кому нравится, кому нет», — сказал Кипшидзе.

Он также заявил, что совет искать священника, который близок по политическим убеждениям, не является пастырским. «В храм люди приходят не для того, чтобы обсуждать вопрос политики, а для того, чтобы раскаиваться в своих грехах и спасаться», — отметил он.

«И я позволю себе сказать, что, на мой взгляд, вопрос, который задал Алексей Венедиктов*, и ответ, который последовал, то есть ходите вот в эти приходы, к этим священникам, а к этим не ходите, он был заведомо провокационен для священника», — добавил Кипшидзе.

Уминский был настоятелем храма Троицы в Хохлах с 1993 года. В начале января он был снят с поста настоятеля и запрещен в служении. На его место назначен Андрей Ткачев, активно поддерживающий военную операцию на Украине.

13 января церковный суд постановил лишить Уминского сана. «На основании правила 25-го святых апостолов протоиерей Алексий Уминский подлежит извержению из священного сана за нарушение священнической присяги (клятвопреступление) — отказ от исполнения патриаршего благословения читать молитву о святой Руси за божественной литургией», — сообщила Московская епархия.

Решение должен утвердить патриарх Кирилл.

* внесен Минюстом в реестр иноагентов