Президент Украины Владимир Зеленский впервые прокомментировал расследование «Досье Пандоры», в котором говорилось о существовании у него офшорных счетов. Он заявил в эфире телеканала ICTV, что офшоры использовались не для отмывания денег, а для структуризации бизнеса.
«Все, что я делал до 2019 года, — это люди знают. Это телевидение и кино. Во времена Януковича [президент Украины в 2010–2014 годах] все структурировали свой бизнес. Особенно бизнес, связанный с телевидением, СМИ. Все каналы имели компании за границей. Почему? Потому что это была возможность, чтобы на тебя политика не влияла. У „Квартала 95“ была сатира, на которую все давили, все хотели влиять. Налоговая ходила к нам если не ежедневно, то еженедельно, и для таких вещей было <…> „структурирование бизнеса»», — сказал Зеленский. Он подчеркнул, что ни один член студии «Квартал 95» не занимался отмыванием денег. «Мы занимались исключительно творчеством», — добавил он.
По словам Зеленского, в расследовании нет никаких новых фактов, и всю опубликованную информацию уже когда-то пытался использовать против него бывший президент Украины Петр Порошенко.
«Во-первых, ничего нового, это было для меня как дежавю. В 2019 году всё то же кино я видел на каналах олигарха Порошенко, который показывал, потому что понимал, что против меня грязи никакой нет… Рад, что никаких новых деталей я не увидел. Это говорит о том, что с 2019 года на меня как на президента Украины ничего товарищ Петр так и не нашел», — сказал Зеленский.
Во время президентских выборов 2019 года депутат Владимир Арьев из «Блока Петра Порошенко» обвинял Зеленского и его сторонников в том, что им принадлежит сеть офшорных компаний, через которую бизнесмен Игорь Коломойский отмывает деньги Приватбанка. Документального подтверждения этих обвинений не последовало.
В начале октября Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал доклад «Досье Пандоры». В нем содержалось около 12 миллионов документов, объемом три терабайта. В опубликованных материалах содержится информация об офшорах, которые связывают с более чем 330 политиками почти из сотни стран мира. В их число входят 35 бывших и действующих глав государств.
Расследование частично подтвердило утверждения депутата Арьева. Из него следовало, что Зеленский вместе со своим ближайшим окружением в 2012 году зарегистрировал сеть компаний в таких офшорных зонах, как Британские Виргинские острова, Белиз и Кипр. В 2019 году, во время предвыборной кампании, Зеленский передал свою долю в самом крупном офшоре одному из партнеров — Сергею Шефиру. Позднее, говорится в расследовании, Зеленский и Шефир заключили соглашение, по которому офшор мог продолжать выплачивать дивиденды компании, принадлежащей супруге президента Елене. О том, проводились эти выплаты или нет, в документах не указано.
Кроме того, расследование подтвердило, что через офшоры Зеленского и его партнеров проходили деньги из кипрского филиала Приватбанка. Но подтверждения участия Зеленского в отмывании денег Коломойского нет — финансовые потоки, которые прослеживаются в документах, предположительно имеют легальное происхождение и связаны с телевизионным бизнесом.