Покинувшая Россию после начала военной операции на Украине журналистка Елена Костюченко считает, что ее пытались отравить во время поездки в Германии осенью 2022 года. Об этом она рассказала на своей странице в Facebook*.
Костюченко — бывший специальный корреспондент «Новой газеты». В 2022 году она по заданию редакции некоторое время провела в командировке на Украине, а после приезда оттуда в Германию ощутила «характерные симптомы», которые поначалу приняла за последствия коронавируса. Однако вскоре ей стало хуже.
«Я проснулась от боли в животе. Она была странной — очень сильной, но не резкой, ее как будто включали и выключали. Я попыталась сесть и легла обратно. Голова кружилась так, что комната, казалось, вращается», — пишет журналистка.
Из-за особенностей медпомощи в Берлине на прием в районную поликлинику Елене удалось попасть лишь через десять дней. В эти дни, по ее словам, она продолжала страдать от головокружений и боли в животе, которая постепенно усиливалась.
Врачи пришли к выводу, что это «отложенные последствия ковида». Однако после получения результатов анализов — с пятикратным повышением печеночных ферментов АЛТ/АСТ и кровью в моче — медики изменили свое мнение. Они заподозрили гепатит, но дальнейшие исследования опровергли эту гипотезу.
Между тем у журналистки появились другие тревожные симптомы.
«Сил не было совсем. Начало опухать лицо. Затем появились отеки на пальцах рук. Я с трудом сняла кольца и больше не смогла надеть. Пальцы напоминали сосиски. Начали отекать стопы. Отеки становились все больше, линия подбородка исчезла, мое лицо не было моим лицом», — вспоминает Костюченко.
По ее словам, у нее случались приступы тахикардии, «иногда начинали гореть ладони и стопы — становились красными, блестящими», появилась бессонница. Анализы становились хуже, а предположения врачей по поводу диагноза отметались одно за другим, рассказывает журналистка.
Елена Костюченко работала в «Новой газете» с 2005 года. Ее наиболее резонансные материалы посвящены уголовному преследованию представителей ЛГБТ-сообщества, массовому убийству в станице Кущевской Краснодарского края и делу Pussy Riot. В 2022-2023 годах она подготовила для газеты несколько статей о жизни в украинских городах после начала военной операции.
В декабре 2022 года лечащий врач заявила Елене, что печеночные ферменты уже в семь раз превышают нормы, и осталось всего две версии — нестандартное действие антидепрессантов и отравление. После этого Костюченко обратилась в полицию, откуда ее отправили на обследование, а квартиру проверили на радиацию.
Журналистка утверждает, что полицейские «были злы» на нее из-за позднего обращения. По ее словам, в какой-то момент с ней связались коллеги-расследователи, которые разрабатывали тему предполагаемых отравлений журналистов в Европе. Врачи, которые с ними сотрудничали, высказали предположение, что Костюченко была отравлена неким хлорорганическим соединением.
По словам журналистки, сначала берлинская полиция завела по ее заявлению дело о покушении на убийство, однако в мае 2023 года оно было прекращено. В конце июля, когда Елена передала полицейским дополнительные данные от медиков о предполагаемой причине отравления, расследование возобновили.
* деятельность Meta по распространению соцсети Facebook в России признана экстремистской и запрещена