На концерте российского дирижера Валерия Гергиева в Китае были приняты необычные меры безопасности: персонал проверял у зрителей «блокноты и бумагу, особенно те, на которых есть заметки или можно делать записи», передает CNN.
Один из присутствовавших на концерте китайцев рассказал на условиях анонимности, что раньше на подобных мероприятиях у зрителей искали еду и напитки, а также потенциально опасные предметы вроде зажигалок, но проверок на наличие блокнотов и записей не было никогда. «Я не помню, чтобы они уделяли столько внимания блокнотам, как в этот раз», — поделился источник.
Другие присутствовавшие на концерте сказали, что сотрудники службы безопасности просмотрели имевшиеся у них при себе записные книжки, книги и блокноты «страница за страницей».
Гергиев и оркестр Мариинского театра выступают в Национальном центре исполнительских искусств (NCPA, National Centre for the Performing Arts) в Пекине три дня подряд — 27, 28 и 29 марта, пишет китайская газета Global Times. Вечером 27 марта на пресс-конференции перед началом концертов дирижер сказал, что для него приехать на выступление в Китай — «это как вернуться домой».
Первый вечер был посвящен «русскому наследию» — творчеству Прокофьева, Чайковского и Римского-Корсакова, программа второго включала произведения Дебюсси, фрагменты из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Картинки с выставки» Мусоргского и пятую симфонию Шостаковича, сообщает пресс-служба Мариинского театра. Третий концерт состоит из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и двух симфоний — «Итальянской» Мендельсона и «Романтической» Брукнера.
Для КНР серия концертов оркестра Мариинки под управлением Гергиева тоже знаменательное событие: это первое выступление зарубежных артистов после того, как в марте 2023 года страна возобновила прием иностранных исполнителей. Global Times отмечает, что публика встретила музыкантов «тепло», а СМИ описывают концерты в «восторженном тоне».
Все билеты на концерты были распроданы, рассказал автор телеграм-канала «Китайская угроза», который сам пытался их приобрести. В комментарии к его посту один из пользователей сообщил, что сумел достать билет у перекупщиков — за 680 юаней (7,6 тыс. рублей) при официальной цене в 580 юаней (порядка 6,5 тыс. рублей). Сам Гергиев говорил, что 8 тыс. билетов были проданы за 20 минут.
После начала российской операции на Украине в зарубежной карьере Гергиева, как и у многих деятелей отечественной культуры и искусства, возникли проблемы. Иностранные СМИ указывают на его «тесные связи» с президентом России Владимиром Путиным. CNN напоминает, как в 2014 году американская общественная телерадиокомпания NPR утверждала, что история дружбы Гергиева с Путиным «насчитывает десятилетия».
В марте 2022 года Гергиева уволили с поста главного дирижера Мюнхенской филармонии. Мэр Мюнхена Дитер Райтер пояснил, что он попросил Гергиева «четко и недвусмысленно» дистанцироваться от действий России на Украине, но тот этого не сделал. Вскоре об отмене выступлений дирижера объявил нью-йоркский Карнеги-холл. Кроме того, Гергиев вынужден был покинуть театрально-концертный зал Festspielhaus в Баден-Бадене, занимающий второе место в Европе по размерам и много лет тесно сотрудничавший с Мариинским театром и лично с дирижером.
CNN отмечает, что концерты оркестра Мариинки в Пекине состоялись вскоре после визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина, и что Китай на протяжении всего украинского конфликта отказывается осудить действия Москвы и наращивает экономическое сотрудничество с ней, увеличивая объемы закупки топлива.
Американская телерадиокомпания приводит в пример Global Times, которая в репортажах о концертах подчеркнула тесное партнерство между Россией и Китаем, назвала Гергиева его китайским прозвищем «шурин» и выступила в защиту дирижера, заявив, что русская музыка и искусство стали «мишенью Запада».