В Русской православной церкви собираются регламентировать практику изгнания бесов. В новом своде церковных правил обозначены два основных требования к священникам-совершителям чина экзорцизма: экзорцист должен получить благословение правящего архиерея, а также проводить обряд изгнания бесов только на безвозмездной основе. Религиовед, журналист Дмитрий Сидоров на протяжении нескольких лет изучает то, каким образом священники РПЦ проводят обряд изгнания бесов из паствы. Он рассказал RTVI, как он проходит у самых известных православных экзорцистов, а также о том, почему церковь пытается загнать их в определенные рамки.
Кто занимается экзорцизмом в РПЦ
В 1990-е годы существовал массовый запрос на мистику, на эсхатологию (то есть на ожидание конца света), непосредственно связанный с социальной ситуацией в стране. Были гражданские мистические культы вроде Кашпировского или «Белого братства». Были и внутрицерковные, связанные со старцами-«харизматами».
Это особая категория священников, характерная для православия в целом. Изначально сама концепция старчества зародилась в Греции и Византии. Старец — это некий священник, который может занимать в церковной иерархии любое, даже самое низшее место, но он наделен прозорливостью, то есть способностью видеть будущее. Вокруг него естественным образом складывается очень личная харизматическая община. В ней каждый безусловно предан этому человеку и находится в некоей мистической духовной связи с ним. В основном старец достигает этого за счет пророчеств о будущем человека, предсказаний. Экзорцизм тоже традиционно входит в его арсенал.
Все знаменитые старцы, которых мы сегодня знаем, начинали свою деятельность либо в советскую эпоху, либо в 1990-е годы. Их деятельность расцвела пышным цветом во время развала всех общественных институтов. Официальная РПЦ тогда проявляла себя очень умеренно. А эти священники, существующие на некоем пограничье между официальным церковным одобрением и народным глубинным православием, заняли очень важную нишу.
Харизматические движения, по крайней мере в бытовом смысле, — это секты. Так выглядели общины старцев-экзорцистов, в которых я бывал. Они основаны на отношениях власти, на моральном подавлении людей. Работает принцип «бей своих, чтобы чужие боялись».
Одним из самых знаменитых экзорцистов был архимандрит Герман (Чесноков) из Троице-Сергиевой лавры. Расцвет его деятельности пришелся на конец 1990-х — начало нулевых. Его паства росла как на дрожжах. Целые автобусы ехали целенаправленно к его храму, в объезд лавры.
Из трех старцев-экзорцистов, которых я видел, один, архимандрит Герман (Чесноков), умер от коронавируса, другой, известный схиигумен Сергий (Романов) из Екатеринбурга, сидит за попытку захвата Среднеуральского монастыря, а третий, схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), запрещен в служении церковью. Каждый из них использовал собственный чин служения, молитвы при вычитке бесноватых. Он был явно создан ими самими, выдуман из головы.
Эти священники устраивали такое шоу, какое в православии, да и в принципе в христианстве встретить сложно. Разве что, нечто настолько же красочное и пограничное можно увидеть у каких-нибудь американских протестантов.
Нужно ли платить за изгнание бесов, и из кого их изгоняют
Чтобы участвовать в обряде, нужно хотя бы купить свечку. Напрямую, конечно, никто из этих старцев деньги не берет. Но вокруг таких харизматических фигур всегда существуют некие «франчайзи», которые организуют паломнические туры, автобусы, берут деньги за билеты. Какие-то старушки в храме предлагают дополнительные услуги — например, молитву по соглашению, когда твое имя или имя родственника постоянно поминаются, допустим, в молитве за здравие.
Способы заработка бывают разные, и они не особо отличаются от тех, которые используют обычные священники. Конечно, такого, чтобы за изгнание беса требовали, скажем, тысячу рублей, нет. Старцы делают это больше для утверждения своей харизмы. Не могут же они реально какое-то чудо совершить, — например, превратить воду в вино. А устроить шоу — запросто.
Поэтому церковь к ним всегда относится очень настороженно и зачастую стремится от них избавиться. Иногда получается как-то договориться, и человек встраивается в систему, как это было с архимандритом Германом.
В тех обрядах, на которых я присутствовал, принимали участие явно слабоумные люди с какими-то истерическими проявлениями. Например, человек просто берет и бросается на батюшку с адским воплем. Были и дети, разговаривающие странными голосами, буквально как в фильмах ужасов вроде «Омена». Это были и люди, «говорящие на языках», то есть произносящие какую-то тарабарщину.
Вообще, одержимостью раньше считали биполярное расстройство. И, если разобрать каждый кейс бесноватости и одержимости отдельно, то мы наверняка найдем просто обычное психическое расстройство. Больного везут к батюшке в силу того, что эти люди больше доверяют не медицине, а священнику. С другой стороны, многим из них это реально помогает.
Как выглядит обряд экзорцизма
Многое зависит от личной харизмы и от определенного ощущения, которое создается экзорцистом во время обряда. У каждого из тех старцев, у которых я был, обряд проводится по-разному.
У Германа из Сергиева Посада все было похоже на рок-концерт. Все бесятся, угорают, а он их из шести ведер поливает святой водой. Люди на него бросаются, все орут, бесноватый мальчик говорит какие-то псевдонемецкие слова… И за счет этого накала трэша тебе становится легче. Реально, как на метал-концерт сходил, выходишь весь мокрый.
Это событие было отделено от общего служения. Раз в месяц, специально в определенный день люди приезжали конкретно к нему на вычитку. Действо в целом длилось часов пять, и, считай, весь день был посвящен именно этому.
Сергий же обычно встраивал экзорцизм в нарратив своих проповедей. В них он ругал современных детей, современный мир, а потом и своих последователей за то, что они недостаточно ему преданы. Из-за этого, дескать, его запрещают в служении и им приходится захватывать Среднеуральский монастырь.
После этого, как бы между прочим, выводили двух женщин, сажали друг напротив друга, и Сергий говорил, мол, если вы продолжите косячить, то будете как они. Не знаю, что с ними было в реальности, были они больны или нет. Мне лично показалось, что это представление. Они сидели друг напротив друга и ритмично издавали странные звуки, как будто их вот-вот вырвет.
Сергий вычитывал совершенно по другому обряду, чем Герман, — другими словами читал молитву и так далее. А иногда просто нес какую-то околесицу, вроде «демон Айфон, демон Айбиэм, изыди, демон».
Схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из деревни Чихачево — это супердревний дед, так скажем, «главный исповедник» (хотя все экзорцисты в каком-то смысле исповедники). Люди ценят это потому, что с каждым из них такой батюшка стремится говорить лично, каждого «прочитать» и сказать что-то проникновенное и потустороннее. Что-то в этом есть от цыганского гипноза, когда цыганка говорит тебе что-то сокровенное, а ты удивляешься: откуда она это знает?
У Иоанникия обряд совершается, так скажем, наименее подвижно, выглядит просто и в то же время весомо. Все это происходит в его доме при храме, так как в храме ему служить запрещено. Бесы как бы сами приходят к нему, и люди, одержимые ими, бросаются перед Иоанникием на колени.
В первых двух случаях, описанных выше, сам священник совершает некое действие — как в игре World of Warcraft вычитывает «заклинание», ссылается на «монстра» и «монстр» выходит из человека. А здесь, если пользоваться той же метафорой, он включает «заклинание массового поражения», и бесы вокруг сами начинают плавиться.
Что происходит после обряда
После обряда у Сергия у меня осталось гнетущее впечатление. В этом всем был элемент даже не самобичевания — бичевания своих же. Я не понимал, почему все эти люди выслушивают столько гадостей от какого-то бородатого мужика. Это было циничное религиозное насилие. Он разве что не бил их, хватал за шкирку и обращался к бесам, которые внутри них сидят со словами вроде «ты че, сука? А ну давай выходи!» Он же сидевший, вот и общался со злыми духами «по понятиям».
К Иоанникию после отчитки выстраивалась следующая очередь, уже на личный разговор с ним. И он принимал каждого. Ты заходишь к нему, он говорит тебе твой главный грех и рассказывает, почему этот грех тебя погубит. Дальше Иоанникий утверждает, что тебе нужно срочно спасаться, а не заниматься всякой ерундой.
Это звучит весомо, потому что люди видят, как до этого крючило одержимого. Потом ты отстоял вторую очередь, заходишь к Иоанникию, а он тебе говорит: видел, что происходило с этим человеком? Это потому, что он блудил.
Возможно, в других обрядах принимают участие подставные люди, но в Сергиевом Посаде, у архимандрита Германа, я видел, как у присутствующих граждан, находящихся, скажем так, в сложном состоянии, появлялись улыбки на лице. После обряда чувствовалось, что они хотя бы немного расслабились. Все стремились подойти к батюшке, установить с ним контакт.
На этом все и основано. Для каждого священника-старца из этой категории важен личный контакт с человеком. Люди сами стремятся к нему. После совершения этого обряда работа только начинается, и обряд открывает дорогу к доверительной мистической связи, которую люди чувствуют с таким мощным харизматическим священником.
Дальше все зависит от того, насколько человек был впечатлен этим действом и какими-то изменениями, произошедшими в нем или его родственниках, а также от того, какие у него планы на жизнь. В крайнем случае он становится последователем этого священника, и может, как в случае с Иоанникием, продать квартиру, переехать в деревню Чихачево, где все это находится, и все деньги сдать на нужды общины. А потом сидеть там и ждать конца света, как это у них заведено.
В общинах этих старцев селятся в основном нездоровые люди или те, кого сломала жизнь в миру. Есть и те, для которых обычные приходы не дают того же надрыва, что в харизматическом православии.
Зачем РПЦ собирается регламентировать экзорцизм
Мне кажется, это делается для того, чтобы обрубить крылья и загнать в определенные рамки этих священников, популярных народных проповедников, старцев. Они ведь обладают достаточной сноровкой и харизмой для того, чтобы зарабатывать самостоятельно. А тут мы видим, что издан прямой указ не брать мзду и отчитываться перед правящим архиереем, совершать обряд с его благословения.
Я думаю, что ни один из вышеперечисленных старцев не советовался с вышестоящими иерархами, это была полная самодеятельность. РПЦ, мысля легалистски, думает, что если появится некий формуляр, то все будут ему следовать. Посмотрим — некоторое время назад был выпущен такой же формуляр относительно того, что священникам запрещается общаться с массмедиа без благословения правящего архиерея. Многие действительно начали ему следовать.
Думаю, что здесь может быть то же самое. Кто-то начнет договариваться со своим архиереем, может быть, каким-то образом делить денежный поток. Кто-то вообще не обратит на это никакого внимания и продолжит в том же духе.
Конечно, здесь решается не только денежный вопрос, но и предпринимается попытка обуздания центробежной силы ухода паствы от ствола церкви за каким-то независимым ярким проповедником, чего РПЦ в принципе не любит. Это же ведь все про власть над душами.
Понятно, что вес человека, способного устроить яркое, в каком-то смысле меняющее жизнь многих людей шоу, будет больше, чем у сотни обычных священников, бубнящих Евангелие на проповеди и казенно призывающих не воровать и не убивать. В этом смысле церковь как параллельная государству структура ничем от него не отличается. Для нее опасны талантливые и пассионарные люди.