В марте Украина расторгла договор с Украинской православной церковью об использовании Нижней Лавры Киево-Печерской лавры, где находится резиденция предстоятеля УПЦ митрополита Киевского Онуфрия. Монастырю УПЦ предписано до 29 марта освободить здания, которые он занимает. Скорее всего, их займет Православная церковь Украины, томос которой был выдан Константинопольским патриархатом в 2018-м году. Религиовед Роман Лункин рассказывает RTVI, к чему может привести реализация этого решения.

Роман Лункин — российский религиовед, социолог религии, публицист и журналист. Доктор политических наук, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Сотрудник «русской группы» Кестонского института. Главный редактор научного журнала РАН «Современная Европа».

Почему паства УПЦ не протестует активно против передачи Киево-Печеской лавры ПЦУ

Все зреет и бурлит изнутри. То, что многие действия, направленные против Украинской православной церкви, которые раньше порождали целые демонстрации, не вызывают активной реакции, связано прежде всего с военным положением в стране. С особом отношением ко всем группам людей, которые собираются на улицах, в том числе даже к группам церковных иерархов, епископов, собирающимся возле офиса Зеленского.

Кроме того есть ожидание конкретных действий власти, того, на что она будет готова пойти. Все ждут, когда монахов станут изгонять из Киево-Печерской лавры. И если это будет происходить с применением силы, то, думаю, это вызовет активное противодействие. Оно будет как в Киеве, так и в регионах, где будут собираться местные церковные «майданы» в столицах областей. Например, это может случиться вокруг Почаевской лавры, которую тоже хотят отнять, а против наместника заведено уголовное дело за неповиновение полиции.

Однако на Украине подобные решения далеко не всегда приводят к конкретным действиям, к абсолютному воплощению их в жизнь. Это было видно было по церковным инициативам Порошенко, когда Верховная Рада принимала законы о ликвидации Украинской православной церкви. Но потом пришел Зеленский и фактически отменил действие этих законов.

Я думаю, что в частности с этим связана, кстати, надежда иерархов УПЦ на то, что Зеленский с ними встретится и разберется во всем. С их точки зрения он был «нормальным», а теперь вдруг почему-то перестал к ним адекватно относиться. Я и сам тут, честно говоря, не вижу до конца логики власти и не могу понять, зачем так поступать.

Готова ли УПЦ покинуть Лавру

Судя по отрывочным сведениям, получается, что действительно часть, если можно так выразиться, «руководящего состава» Лавры, и представители УПЦ готовы покинуть ее, поскольку уже приняты официальные решения. Все официальные бумаги получены, и они гласят, что до 29 марта им необходимо освободить помещения.

Что касается монашеской братии, то каждый из них может принять свое решение. Монахи разделились на разные группы. Одни могут склоняться к переходу в ПЦУ. Другие — напрямую в Константинопольский патриархат. Оба варианта подразумевают, что они смогут на более-менее законных основаниях остаться в Киево-Печерской лавре по договоренности с митрополитом Киевским и всея Украины от ПЦУ Епифанием.

Bernat Armangue / AP

Другая часть монахов останется верна Московскому патриархату и займет непримиримую позицию. И как раз их надо будет, по логике ПЦУ, вытаскивать из келий помощью полиции.

Я не очень понимаю, как это вообще будет соотноситься с законом. Сменить руководство — это одно. Но с монахов, которые на законном основании проживают в Киево-Печерской лавре, государство не вправе спрашивать, к какой церкви они принадлежат, и выселять на основании принадлежности к УПЦ.

Что мешает УПЦ влиться в ПЦУ

Для воцерковленных людей каноническое пространство, разные юрисдикции имеют большое значение. Не только с точки зрения права, но и с точки зрения церковного устройства, с духовной точки зрения. Поэтому для УПЦ важно оставаться независимой национальной церковью.

У ПЦУ существует тесная связь с администрацией президента Зеленского, которая фактически контролирует ее. Поместная церковь Украины была основана при поддержке Кучмы, затем полностью перешла под контроль Порошенко, а теперь и Зеленского. Влиться в нее — значит просто стать подразделением офиса украинского президента.

К тому же это будет означать наступить на горло собственной песне и полностью подчиниться Константинопольскому патриархату, который поддерживает ПЦУ. А это подразумевает согласие с его решениями по поводу церковного раскола Украины, который произошел в 2018-м году и против которого УПЦ выступала.

В итоге такое решение раскололо бы в определенной степени саму УПЦ и подчинила бы тем решениям, которые принимал Константинополь. Согласно им, вся территория Украины и, как на днях выяснилось, Литвы принадлежит ему. С точки зрения УПЦ это полная потеря субъектности.

Даже по нынешнему уставу РПЦ, и исходя из решения майского Собора 2022-го года, УПЦ является автокефальной самоуправляемой национальной церковью, у которой есть каноническая связь с Московским патриархатом. Но при этом нет никакой юридической и церковно-административной.

Аббревиатуру «МП» УПЦ убрала из своего названия после 2014-го года. В 2015-м были внесены соответствующие изменения в устав Русской православной церкви. В нем появилась отдельная глава про Украинскую православную церковь, где был определен ее совершенно особый статус среди всех церквей, которые вообще относятся к РПЦ. Там было написано, что она является самоуправляемой, и центр ее управления находится в Киеве. Все было сделано так, чтобы соблюдался закон Порошенко.

Но, конечно, до 2022-го года некая церковно-административная связь между РПЦ и УПЦ все-таки существовала, поскольку митрополит Онуфрий участвовал в заседании Синода и управлении Московским патриархатом в целом. Но это не значит, что РПЦ управляла УПЦ.

Как РПЦ может помочь УПЦ словом и делом

Заявления играет большую роль. ОБСЕ, ООН — все эти площадки упоминались в заявлении Патриарха Кирилла. Они перечислены и в заявлении представителя Московского патриархата при Совете Европы архимандрита Филиппа Рябых. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ, митрополит Антоний тоже очень хорошо выступал в ООН. Позже мы сможем обнаружить, что эти заявления достаточно много значат.

Что касается не слова, а дела, то с этим, конечно, существуют проблемы. На мой взгляд действия могут производиться только в отношении епархий Украинской православной церкви, которые сейчас находятся под контролем Московского патриархата. Все должно быть достаточно аккуратно, учитывая военно-политическую ситуацию.

В прошлом году три епархии в Крыму перешли под личное руководство патриарха Кирилла, но при этом формально остались в Украинской православной церкви. То же самое произошло на Донбассе, на новых территориях. Но некоторые из этих епархий до сих пор поминают Онуфрия, а некоторые — патриарха Кирилла, Некоторые остались самоуправляемыми епархиями, которые не поминают Онуфрия, потому что не согласны с решением майского Собора УПЦ 2022-го года. Так что здесь РПЦ не принимает никаких решений, которые были бы истолкованы как церковная аннексия.

Сможет ли монашеская братия УПЦ и ПЦУ поладить в рамках Лавры

Думаю, что в каждом конкретном случае отношения сложатся по-разному. Нельзя сказать, что развернется непримиримая борьба представителей УПЦ и ПЦУ, потому что на Украине за последние 20 лет накоплен достаточно большой опыт сосуществования и диалога разных юрисдикций.

Natacha Pisarenko / AP

Диалог Киевского патриархата ПЦУ и УПЦ велся на протяжении всех лет существования раскола. Для России сложно представить, чтобы кто-то общался с раскольниками, но на Украине — вполне.

Поэтому я думаю, что в рамках Киево-Печерской лавры все-таки будет выстроен определенный диалог. И если кого-то из монахов реально выгонят, то тогда перед ней соберется монашеский майдан.

Возможна ли полная ликвидация УПЦ на территории Украины

Еще недавно казалось, что это вообще невозможно. Митрополит Онуфрий, руководство УПЦ после 2014-го года всячески удерживали очень хорошо сбалансированную политического позицию, за что их много критиковали.

Сейчас я бы сказал, что это в принципе возможно, но при определенных условиях. Если смотреть с исторической точки зрения, ПЦУ — это некоторая замена униатства. В прошлые века в западнорусских землях ведь тоже хотели всех сделать униатами для того, чтобы подчинить своей политической власти. Поэтому ПЦУ — это как раз такой метод переформатирования церкви. Константинопольский патриархат активно выступает в этом вопросе, и у него есть лоббисты в офисе Зеленского. За такое развитие событий выступают и мои американские коллеги. Видимо, они хотят таким образом фактически отрезать восток Украины.

Прежде всего, полную целостность Украины уже в нынешней ситуации сохранить не удастся — при любых обстоятельствах это практически невозможно. При наличии населения, которое является паствой УПЦ, эту церковь невозможно разрушить. Значит, надо дискредитировать ее, а значит дискредитировать и ту часть Украины, которая не нужна Украине центральной и западной. Отрезать этот кусок. И тогда ПЦУ будет царицей полей. Этот процесс уже идет. Паства УПЦ гибнет и страдает в зоне конфликта.

Донбасс явно не нужен Киеву, несмотря на то, что они постоянно говорят о территориальной целостности страны. Никакого плана Маршалла для Донбасса никто делать не будет, и поэтому им нужно всю эту историю по-тихому слить.

Только этим можно объяснить накат на УПЦ как на некоторую символическую силу, которая еще держит восток, центр и запад Украины вместе. Если ее убрать, тогда можно спокойно хоть завтра заключать мир, — мол, забирайте эти развалины себе на определенных условиях и делайте, что хотите. Как говорили многие мои коллеги из Киева, «это быдло нам не нужно».


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции