Премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти в мае этого года, подал в отставку. Это необходимо, чтобы провести досрочные парламентские выборы, на чем настаивает сам Пашинян — по его словам, нынешние депутаты не представляют интересы жителей страны. После того, как в течение двух недель депутаты не смогут утвердить нового премьер-министра, парламент будет автоматически распущен. Что или кто может помешать этому плану, разбирался корреспондент RTVI Роман Перл.

Это формальное решение. Никол Пашинян заявил — отставка нужна именно для того, чтобы организовать новые выборы депутатов Национального Собрания. В конституции, принятой предыдущими властями, есть только такой способ роспуска парламента. Для самого экс-премьера это продолжение передачи власти, беспрецедентной для бывшего СССР.

Никол Пашинян, и. о. премьер-министра Армении: «Следующее развитие тоже будет беспрецедентным. Оно будут мирным. У нас продолжается революция любви и солидарности. Этими шагами мы доведем нашу революцию до конца».

После отставки Пашиняна парламент должен дважды не выбрать нового премьера — только после этого будет принято решение о роспуске. И это станет окончательной потерей власти для правящей ранее Республиканской партии. Две недели назад большинство уже пыталось закрыть эту лазейку, и есть шанс, что республиканцы продолжат сопротивление.

Степан Григорян, председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству в Ереване: «Они могут взять депутатов из партии „Дашнакцутюн‟ и партии „Процветающая Армения‟. Опыт показал, что те периодически перебегают из одного лагеря в другой. Поэтому, в принципе, они могли бы провести какую-то новую кандидатуру в премьер-министры. И тогда будет сорван процесс роспуска парламента, потому что будет новый премьер-министр».

Политологи в Ереване почти уверены — парламент будет распущен. Рейтинг Пашиняна по-прежнему около 90%, и по его призыву на улицы почти сразу выходят десятки тысяч человек. Для депутатов просто опасно сопротивляться. К тому же правительство накануне упростило избирательное законодательство. У части народных избранников есть шансы продолжить политическую карьеру.

Артак Зейналян, министр юстиции Армении: «Предлагается также: устранение ограничений формирования коалиций и увеличение сроков, вместо шести дней — десять. С целью обеспечения партийного многообразия — снижение минимального проходного порога: в случае партий — 4% вместо 5%, а в случае блока партий — 6% вместо нынешних 7%»

Самих республиканцев, вероятно, в новом Национальном Собрании уже не будет. Зато другие партии сохраняют шансы пройти в новый созыв. Само собой, это «Гражданский договор» Пашиняна, а также блок «Царукян» одного из самых богатых людей Армении и консерваторы из партии «Дашнакцутюн».

Арут Восканян, политолог: «Может 5%, может 6%, но все-таки есть определенное население, что их поддерживает. Не думаю, что они исчезнут. А партию „Царукян‟, думаю, ожидают внутренние трансформации: они должны доказать, что полностью поддерживают идеалы революции».

Доказать это можно будет в течение следующих двух недель. У республиканцев давно уже нет абсолютного большинства в парламенте: если другие партии продолжат играть в игры прежних властей, Республиканская партия может совсем исчезнуть из политики. Если нет, уже в декабре у Армении появится новый парламент, и новая власть будет контролировать все ветви власти.