Израильское правительство готовит документальную компенсацию друзской и черкесской общине за Закон о национальном характере. Чиновники называют свои предложения историческим переворотом в статусе меньшинств, служащих в Армии обороны Израиля. о том, почему в правительстве Нетаньяху выделили именно эти общины, — в материале шефа ближневосточного бюро RTVI Евгения Совы.
В штабе по руководству протеста друзской общины против Закона о национальном характере государства кипит работа: идут последние приготовления перед большой демонстрацией. Имад — офицер запаса, он координирует работу с прессой и отвечает за лозунги, с которыми друзы намерены выступить уже на исходе субботы в центре Тель-Авива.
Имад, координатор протеста друзов: «Мы хотим, чтобы правительство на самом деле услышало нашу боль и обиду после принятия этого закона, но мы ни в коем случае не собираемся кого-либо обвинять, наша цель в том, чтобы показать, что друзы и евреи — одна нация, мы все — израильтяне!»
Недовольство друзов вызвало отнюдь не то, что есть в этом законе, а то, чего в нем не хватает — словосочетания «равноправие для всех граждан». Все попытки премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху объяснить, что закон говорит о праве еврейского народа на еврейское государство и не наносит ущерба другим национальностям, пока не принесли результатов. За минувшие две недели Нетаньяху провел четыре встречи с руководством общины, и ни одна из них не завершилась компромиссом.
Большинство населения Шфарама (города на севере Израиля) — арабы-мусульмане. Друзов здесь всего 15% (чуть более семи тысяч), но их преданность и лояльность еврейскому государству настолько велика, что в городе даже отмечается ежегодно День независимости, а флаги Израиля, наряду с флагами друзской общины, — вовсе не редкость.
Подполковник запаса Асад Субах 25 лет прослужил в боевых частях, его последняя должность — командир батальона десантников. Асад рассказал историю памятника друзам, погибшим в 1948 году: это был трагический случай в истории двух народов, когда отряд друзов, прибывший из Сирии, не разобравшись, «кто против кого», открыл огонь по группе бойцов еврейского подполья, и лишь вмешательство старейшин деревни остановило кровопролитие. Оставшиеся в живых друзы стали потом частью созданной Армии обороны Израиля. В том же бою были потери и у евреев — в Шфараме погиб брат легендарного израильского военачальника Моше Даяна.
Асад Субах, подполковник запаса: «Неужели те, кто проводили закон в Кнессете думали, что после стольких лет дружбы, за которую было заплачено кровью, нас можно разлучить? Неужели кто-то думает, что сегодня мощному Израилю, с его армией, современными технологиями и высоким уровнем жизни, не нужна друзская община? Это не только ошибочное мнение, но и жутко несправедливое».
За годы независимости Израиля многие друзы продвинулись в службах безопасности, армии и полиции и дошли до генеральских чинов. Уже вторые сутки вся страна обсуждает поступок друзского боевого офицера, который заявил, что потерял мотивацию служить после принятия закона. Офицер был тут же отстранен от должности, а начальник Генштаба Гади Айзенкот даже заявил, что не потерпит политических игр в армии.
Против политики в армии резко выступает и депутат Кнессета от партии «Наш дом Израиль», друз по национальности Хамед Аммар. Несмотря на коалиционную дисциплину, Аммар голосовал против закона. В своем рабочем кабинете у себя дома в Шфараме Амар показывает потрет покойного шейха Амина Тарифа, который всегда выступал за преданность и лояльность друзов государству Израиль. Его внук Муфах Тариф сегодня лидер общины и принимает участие в переговорах с премьер-министром.
Хамед Аммар, депутат Кнессета: «Никто так не уважает флаг Израиля, как мы. Мы всегда поем национальный гимн — Атиква, мои дети знают слова лучше любого еврея. Проведите опрос, и вы увидите, как друзы относятся к национальным символам Израиля — безграничное уважение!»
Единственный политик-друз, поддержавший закон о национальном характере государства — министр связи Аюб Кара, активист партии «Ликуд», приближенный к премьер-министру. Кара отказывается от публичных комментариев, а совсем недавно он даже пожаловался, что получил угрозы в свой адрес от своих же собратьев. Трое других депутатов-друзов — один от оппозиции и двое, включая Хамеда Амара, от коалиции — говорят, что не откажутся от претензий к правительству.
Израильскиедрузы обещают продолжать свою борьбу до тех пор, пока Закон о национальномхарактере государства не будет изменен. Организаторы говорят, что это недемонстрация протеста, а демонстрация солидарности с еврейским народом.