Экспорт в Россию всех пяти американских штатов, активнее всего торгующих с ней, после начала «спецоперации» на Украине упал в разы, выяснил RTVI, изучив данные Бюро переписей США (Census Bureau). Так, экспорт из Техаса в Россию в марте-апреле 2022 года сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, из Луизианы — в четыре раза, из Калифорнии — в семь раз, из Нью-Джерси — в два раза, из Вашингтона — в тридцать раз. При этом импорт в эти штаты из России — речь идет преимущественно о нефти и минеральных продуктах — существенно не менялся.

Общий объем экспорта из США в Россию в марте-апреле 2022 года составил $190,1 млн по сравнению с $1,1 млрд за аналогичный период прошлого года. Год назад из США в Россию больше всего ввозили самолеты, космические аппараты и запчасти для них ($232,7 млн), оборудование для атомной энергетики ($188,2 млн) и автомобили ($167,6 млн). Спустя год стоимость экспорта по каждой из этих категорий оказался меньше $100 тыс. При этом американский импорт из России в марте-апреле этого года оказался всего на $200 тысяч меньше, чем год назад, и составил $4,8 млрд, а импорт нефти и минеральных продуктов даже вырос на $100 тысяч до $3 млрд.

Еще в марте США ввели запрет на заключение новых контрактов на поставки российской нефти. В 2021 году главными экспортерами нефти в Штаты стали Канада (1,6 млрд баррелей или 51,3%), Мексика (259 млн или 8,4%) и Россия (245,2 млн или 7,9%). США увеличили закупки нефти из России после обострения противоречий с Венесуэлой и Ираном, что повлекло введение против этих стран санкций. Теперь в Техасе призывают нарастить добычу собственной нефти, чтобы получить выгоду из нефтяного эмбарго.

Два штата-лидера по товарообороту с Россией в 2021 году из пяти — Техас и Луизиана — голосуют на выборах в Конгресс преимущественно за республиканцев, в других трех — за демократов. При этом именно представили от всех этих штатов — в числе главных сторонников санкций против России. Например, сенатор от Нью-Джерси, глава комитета по международным делам Роберт Менендес предлагал ввести рестрикции еще до начала российской «спецоперации» на Украине, а сенатор от Техаса Тед Круз являлся одним из главных противников «Северного потока-2».

В США политика на местном уровне имеет большое значение: сенаторы и конгрессмены стараются угодить местному бизнесу и рядовым гражданам, чтобы обеспечить себе шансы на переизбрание. Например, когда в 2018 году президент Дональд Трамп повысил торговые пошлины на товары из Китая и ЕС, Брюссель и Пекин ответили увеличением пошлин на американский бурбон, главным производителем которого является Кентукки — штат тогдашнего главы сенатского большинства Митча Макконнелла. Он хотя и призвал к урегулированию конфликта, но отказался открыто выступать против политики Трампа и не поддержал инициативу по сокращению его полномочий.

На санкционную войну с Россией особо не отреагировали ни представители отдельных штатов в Конгрессе, ни их губернаторы. Белому дому даже пришлось самому обращаться к компаниям, чтобы убедить их закупать больше удобрений из России для развития сельского хозяйства, писал Bloomberg. Несмотря на улучшение политических отношений Москвы и Вашингтона в начале 2000-х годов и инвестиционные связи, объемы торговли США и России оставались скромными. Например, товарооборот Техаса с Россией в 2021 году составил менее 0,5% от ВВП штата, Луизианы — 2%, Нью-Джерси — 1%. По итогам 2021 года, на Россию пришлось 0,4% от американского экспорта и 1% импорта, тогда как на Китай — 9% и 18% соответственно.