Федеральная служба безопасности 10 февраля объявила о завершении расследования против бывшего эксперта Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова Антонины Зиминой и ее мужа Константина Антонца. Их обвиняют в госизмене. О деле против семейной пары, которое возбудили после свадьбы Зиминой и Антонца, — в материале RTVI.
Подробностей дела спецслужба не разглашает, поскольку материалы расследования проходят под грифом «секретно». ТАСС и «Коммерсантъ» со ссылкой на близкие к расследованию источники сообщают, что семейную пару обвиняют в раскрытии личности сотрудника ФСБ спецслужбам Латвии. Зимина и Антонец вину не признают.
Как уточняет «Ъ», в деле против Зиминой и Антонца всего один эпизод и 12 томов. По версии следствия, они передали сведения о действующем сотруднике калининградского управления ФСБ по имени Максим, который в 2015 году был гостем на их свадьбе. «Она [Зимина] отправила в Латвию, используя интернет, фотографию этого сотрудника российских спецслужб», — сказал собеседник ТАСС.
По словам отца обвиняемой Константина Зимина, его дочь и оперативник, о котором идет речь, были приятелями. Они вместе учились в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта в Калининграде. После окончания вуза в 2012 году Зимина осталась там младшим научным сотрудником, а ее приятель поступил на службу в ФСБ.
Зимин добавил, что в апреле 2015 года молодого человека пригласили на свадьбу Зиминой и Антонца. Среди прочих там были гости из Латвии и Литвы. Как вспоминает отец обвиняемой, сотрудник ФСБ сам рассказывал гостям о месте работы, а также фотографировался и раздавал визитки. «Никто и не думал, что это какое-то преступление, так как Максим не делал из своей работы секрета», — уточнил Зимин в разговоре с «Ъ». «Он же на свадьбе со всеми латышами и зазнакомился и сам рассказывал, что работает в ФСБ. При чем тут моя дочь?» — рассказывал Зимин в интервью «Новому Калининграду».
Зимину арестовали по подозрению в госизмене летом 2018 года, а ее мужа — в июле 2019 года. ФСБ завела дело после того, как фотографии и видео со свадьбы, на некоторых из которых был и сотрудник спецслужбы, появились в соцсетях, а также попали в сюжет одного из прибалтийских каналов. Отец девушки утверждает, что оперативник, личность которого якобы была раскрыта, свидетелем по делу не проходит. Еще, по словам Константина Зимина, следователи не опрашивали гостей со свадьбы, которые могли бы подтвердить его слова.
Знакомые обвиняемой говорили, что власти Литвы запретили ей въезд в страну, где у Зиминых живут родственники. Из-за работы в Фонде имени Горчакова ее «считали проводником пропагандистских идей Москвы», добавил один из друзей. Сама Зимина, по словам нескольких собеседников «Ъ», до ареста жаловалась на давление со стороны как российских, так и литовских спецслужб, которые «безуспешно склоняли ее к сотрудничеству».
Сейчас Зимина и Антонец находятся в СИЗО «Лефортово». Как сообщает ТАСС обвиняемые вместе с адвокатами начали изучать материалы дела. Если обвинительное заключение против них утвердят, то дело передадут на рассмотрение в суд Калининграда. Максимальное наказание за госизмену — 20 лет лишения свободы.
Зимина до ареста была директором Балтийского центра диалога культур и внештатным экспертом Фонда имени Горчакова, ее муж работал юристом. У них не было доступа к государственной тайне.