Cпецпрокурор Роберт Мюллер не смог найти доказательств того, что президент США Дональд Трамп и его помощники были в сговоре с Россией, чтобы победить на выборах в 2016 году. Об этом говорится в письме генпрокурора Уильяма Барра Конгрессу США. Коротко рассказываем об итогах расследования.
Расследование по делу Рашагейта в министерстве юстиции начали в 2017 году сразу после увольнения директора ФБР Джеймса Коми. Коми одним из первых стал проверять связи помощников Трампа с Россией. Следствие группы Мюллера продолжалось почти два года, его итоги описаны на 445 страницах отчета, который Барр получил 22 марта 2019 года.
Из краткой версии на четырех листах, которую подготовил генпрокурор, следует, что Трамп не вступал в сговор с Россией для обеспечения победы на президентских выборах 2016 года. Как пишет Барр, сговор не удалось подтвердить «несмотря на многочисленные предложения лиц, связанных с Россией, помочь кампании Трампа».
Тем не менее по итогам расследования Мюллера в целом вмешательство России в американские выборы считается доказанным. Группа Мюллера установила, что вмешательство со стороны России происходило по двум направлениям.
В первом замешаны структуры, близкие к бизнесмену Евгению Пригожину, которые пытались «посеять общественный раздор» в социальных сетях. Второе относится к атакам на серверы Демократической партии и штаба оппонента Трампа Хиллари Клинтон.
Сам Трамп принял доклад Мюллера как «полное оправдание», о чем написал в своем твиттере.
No Collusion, No Obstruction, Complete and Total EXONERATION. KEEP AMERICA GREAT!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) March 24, 2019
При этом группа Мюллера не смогла установить, пытался ли президент США помешать расследованию, в том числе и увольнением Джеймса Коми, который начал изучать связи близких Трампа с Россией. «Нельзя утверждать, что президент совершил преступление, но нельзя и оправдать его», — сказано в отчете. Поэтому решение об этом должен принять генпрокурор. В свою очередь Барр и его заместитель Род Розенстайн считают, что нет оснований для того, чтобы предъявить президенту обвинения.
Кроме того имена людей, которых Мюллер проверял во время расследования, не раскроют, чтобы не повредить их репутации.
Одними из первых свое мнение по поводу итогов расследования высказали демократы. Они требуют опубликовать полный отчет группы Мюллера, так как у них есть основания подозревать Барра в предвзятости. По словам лидера сенатского меньшинства Чарльза Шумера, письмо генпрокурора «поднимает столько же вопросов, сколько дает ответов».
Такое же мнение высказала спикер палаты представителей Нэнси Пелоси. Она считает, что Барра нельзя назвать «нейтральным наблюдателем», поэтому он не может принимать объективные решения. Пелоси также просит опубликовать полный отчет итогов расследования, потому что американский народ имеет право знать результаты.
Председатель юридического комитета Конгресса Джерри Надлер написал в твиттере о том, что готов вызвать Барра на слушания. По его словам, в расследовании Мюллера нет однозначного ответа на вопрос, виновен ли Трамп и пытался ли он помешать расследованию. При этом, по мнению Надлера, Барр принял свое решение слишком быстро, чтобы остальные могли на него полагаться.
In light of the very concerning discrepancies and final decision making at the Justice Department following the Special Counsel report, where Mueller did not exonerate the President, we will be calling Attorney General Barr in to testify before @HouseJudiciary in the near future.
— (((Rep. Nadler))) (@RepJerryNadler) March 24, 2019
Расследование группы Мюллера продолжалось 22 месяца. Трамп называл его «охотой на ведьм». И Москва, и Вашингтон отрицали обвинения в сговоре и сам факт российского вмешательства в избирательную кампанию президента США.
Итоги расследования Роберта Мюллера. Фрагмент сквозного эфира RTVI
Что доклад спецпрокурора Роберта Мюллера значит для администрации Дональда Трампа и может ли он обернуться новыми санкциями против России, в прямом эфире разбирались с научным сотрудником Института США и Канады Александрой Филиппенко, экономистом Сергеем Алексашенко и директором RTVI Нью-Йорк Екатериной Котрикадзе.