За прошедший год пандемия коронавируса изменила привычки людей и затронула практически все сферы жизни. Пожалуй, самым заметным трендом стала глобальная цифровизация. В онлайн из-за вынужденной самоизоляции ушли десятки миллионов людей, среди которых сотрудники компаний, студенты, школьники и даже обычные тусовщики, жизнь которых одномоментно переместилась в зумы и скайпы. Рестораны, бары и магазины оказались на грани гибели, студенты впервые сдавали главные экзамены виртуально, а само образование ненадолго стало бесплатным. О главных трендах новой реальности — в материале RTVI.

Заведения общепита переехали в онлайн

курьеры онлайн

Фотография: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Распространение коронавируса одновременно почувствовали на себе как диджитал-пространство, так и реальный мир. Но если диджитал-индустрии стали развиваться ускоренными темпами, то в реальном мире рестораны, бары, магазины оказались на грани гибели. Впрочем, во многом эта ситуация привела к симбиозу двух реальностей.

Для выживания рестораны, бары и другие заведения общепита начали ускоренно осваивать онлайн и регистрироваться в сервисах по доставке еды. Уже в марте в России «Яндекс.Еда» и Delivery Club сообщили о трехкратном увеличении заявок на подключение к платформам. В «Яндексе.Еде» в связи с возросшим спросом даже сократили время подключения к сети с семи до одного дня. В апреле в Delivery Club рассказали, что они впервые за неделю выполнили больше миллиона заказов. Но некоторые платформы не сразу справились с наплывом клиентов. Например, сервисы по доставке продуктов увеличили сроки доставки товаров.

В апреле в разговоре с RTVI основатель сервиса «Кухня на районе» Кирилл Родин предполагал, что после эпидемии люди будут ближе к онлайн-сервисам и доставкам. «Многие почувствуют на себе, что на самом деле заказывать всегда было удобнее, чем идти в гипермаркет, и это станет триггером роста для многих», — отмечал он.

В США резко выросло количество онлайн-заказов продуктов, в марте на дом их заказывали 55% населения. При этом годом ранее такой возможностью пользовались только 36%. В сервисе по доставке продуктов Instacart весной отмечали, что объем заказов за несколько недель вырос на 500% и это стало рекордным показателем за всю историю существования компании.

Чтобы справиться с возросшим спросом, онлайн-сервисы начали нанимать больше людей. Amazon в марте решил взять на работу 100 тысяч человек и поднял сотрудникам зарплаты. В Walmart планировали открыть 150 тысяч новых вакансий, а Domino’s Pizza решила привлечь 10 тысяч новых курьеров.

В европейских странах, отмечал в апреле Reuters, сервисы по доставке еды частично потеряли аудиторию. Во Франции, Испании и Великобритании число пользователей Just Eat и Uber Eats упало на 2%. Однако объемы доставки продуктов выросли больше чем в два раза.

Для владельцев же ресторанов, а также других малых и средних предприятий ситуация только усугублялась. В августе аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza выпустила исследование, в котором говорилось, что за год в России закрылся миллион предприятий малого и среднего бизнеса, то есть каждый пятый бизнес. При этом за то же время в стране появилось 848,5 тысяч новых предприятий. Число занятых, по данным экспертов, в малом и среднем бизнесе увеличилась на 129 тысяч.

В сентябре сервис по поиску ресторанов, баров, салонов красоты и других предприятий рынка услуг Yelp сообщил, что с 1 марта в США закрылись больше 163 тысяч предприятий. Самыми пострадавшими стали владельцы небольших магазинов и заведения общепита. Несмотря на это, уровень безработицы в США в августе упал с 10,2% до 8,4%.

Маркетплейсы заменили офлайн-магазины, а предприятия начали производить маски

пошив масок

Фотография: Etienne Laurent / EPA / TASS

Некоторым малым предприятиям удалось перепрофилировать свою деятельность. Например, они начали выпускать маски, санитайзеры и другие вещи. Благодаря этому им удавалось не увольнять сотрудников и продолжать работу. Так поступали и российские, и крупные иностранные компании. Среди них Louis Vuitton, ZARA, H&M, Petit Bateau, Euratex, Pernod-Ricard.

Ушли в онлайн и магазины. Они стали массово регистрироваться на маркетплейсах, популярность которых тоже подскочила. В начале апреля платформы даде заявляли, что не справляются с возросшим спросом клиентов.

В итоге доходы маркетплейсов резко подскочили. Оборот Ozon во втором квартале 2020 года вырос на 188% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Чистая прибыль Amazon достигла $5,2 млрд. К концу августа основатель платформу Джеф Безос даже стал первым в мире человеком, чье состояние превысило $200 млрд.

При этом коронавирус повлиял не только на показатели онлайн-площадок, но и на их ассортимент, который стал расширяться. Так, Lamoda, которая до пандемии специализировалась на продаже одежды, начала торговать едой, аналогично поступил и Aliexpress. Теперь рядом с электроникой и кроссовками на платформах можно было приобрести гречку, чай и макароны. Позже на Lamoda появились маски, санитайзеры и даже презервативы. Ozon же начал продавать услугу тестирования на коронавирус.

Кинотеатры и учеба, не выходя из дома

учеба из дома

Фотография: Александр Миридонов / Коммерсантъ

В 2020 году в формате онлайн доступно все, в том числе и кинотеатры. Они, как и другие диджитал-платформы, зафиксировали рост аудитории и подписчиков. Например, посещаемость Okko только в первые дни нерабочей недели выросла на 25%. «Кинопоиск» в конце марта и вовсе установил исторический рекорд по количеству посетителей.

Сервисы подчеркивали, что на карантине изменились и предпочтения людей. В Okko рассказали, что у них лидером по числу просмотров стал фильм «Заражение». На фоне коронавируса крупные платформы открыли для пользователей бесплатный доступ к своему контенту. Некоторые из них раздавали двухнедельные подписки, а другие предоставляли доступ сразу на месяц.

Приспособились к новым условиям также создатели фильмов и сериалов. Популярным у них стал жанр скринлайф, а любимой темой — жизнь на карантине. К концу апреля такие работы появились на сервисах Premier, Okko, Ivi и «Кинопоиск». Эксперты говорили, что после самоизоляции пользователи начнут уходить с платформ и не будут платить. Но, по данным TelecomDaily, общая выручка онлайн-кинотеатров выросла на 55%, а к концу года она может достигнуть почти 42 млрд рублей.

Мировой лидер этого сегмента Netflix в апреле сообщил, что в первые три месяца 2020 года в сервисе зарегистрировались 16 млн человек. К августу на сервис подписались еще 10 млн человек.

При этом в платформе отмечали, что из-за локдауна были приостановлены съемки практически всех проектов. Несмотря на это компания подорожала на 30%. Ей также пришлось нанять около двух тысяч новых сотрудников службы поддержки клиентов.

Из-за возросшей нагрузки на интернет-провайдеров Netflix снизило в Европе качество трансляции фильмов и сериалов. Также поступили YouTube и Amazon Prime.

Образовательные онлайн-площадки тоже решили сделать для пользователей бесплатный доступ. Так поступили «Нетология», GeekBrains и «Яндекс.Учебник». Бешеную популярность приобрели сервисы, которые помогают организовывать онлайн-обучение. Например, платформа «Тьютор.Класс» сообщала о приросте выручки в 300% в феврале. Такой успех даже позволил проекту выйти на международный уровень.

Классическое же офлайн-образование претерпело значительные траснформации. Впервые в истории тысячам студентов пришлось полностью учиться и сдавать экзамены онлайн. Но не понравилось это и многим студентам, и преподавателям. Учащиеся говорили, что из-за перехода на дистанционное обучение качество образования упало, и требовали снизить оплату за обучение, у некоторых к тому же были проблемы со стабильным интернетом, что мешало нормально заниматься. Преподаватели же жаловались на списывания.

Во «Всемирном экономическом форуме» в апреле отмечали, что доступность к онлайн-обучению зависит от благостостояния страны. Например, в Швейцарии, Норвегии и Австрии у 95% учащихся был компьютер для обучения дистанционно. В Индонезии же только 34% могли посещать занятия онлайн. В организации при этом подчеркивали, что дистанционное обучение эффективнее обычного.

Виртуальные совещания и даже бары

совещание

Фотография: Leon Neal / Getty Images

С эпохой коронавируса в жизни людей закрепились понятия видеосовещаний и зум-вечеринок. Если раньше главным инструментом для видеозвонков был скайп, то теперь популярность приобрел зум. Он отличался от своего старшего брата тем, что в нем можно было в одной конференции собирать большое количество участников. В марте ежедневно его скачивали от 350 до 600 тысяч человек.

Сервис позволил компаниям проводить рабочие совещания, но если это не вызывало никакого удивления, то онлайн-вечеринки стали настоящим открытием. Особенно креативные пользователи даже открывали онлайн-бары. Зум также позволил людям, которые были вынуждены разлучиться из-за закрытых границ, устраивать виртуальные свидания и даже свадьбы.