Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал большое интервью телеканалу RTVI. Он ответил на вопросы о последних событиях в Беларуси, отношениях с Украиной и Грузией, президентских выборах в США и отравлении Алексея Навального. Мы отобрали самые важные и интересные фрагменты интервью.
О будущем Союзного государства России и Беларуси
«Это будет выглядеть так, как договорятся наши страны. Работа эта идет. Опирается она на союзный договор 1999 года. Мы понимаем, что прошло более 20 лет с тех пор. И именно поэтому пару лет назад была начата по решению двух президентов работа правительства Российской Федерации и Республики Беларусь по определению согласованных шагов, которые позволят продвигать нашу интеграцию в современных условиях.
Там 31 дорожная карта. Каждая из них посвящена конкретному разделу Союзного договора. Так что настрой на продолжение реформы есть. Это было подтверждено президентами в ходе их недавнего телефонного разговора. Это подтверждается и встречей президентов в Сочи».
О протестах в Беларуси
«Я уже говорил несколько раз о том, в каком положении оказалась Светлана Тихановская. То, что она говорит не своим голосом, для меня очевидно. Она находится в столице Литвы (Вильнюсе), которая в первых рядах вместе с нашими польскими коллегами требует смены власти. Вы знаете, что уже Литва объявила Тихановскую лидером республики Беларусь, Лукашенко объявлен нелегитимным президентом. И Тихановская делает заявления, которые, конечно же, вызывают огромное количество вопросов».
Об отношениях с будущим президентом США
«В нынешнем состоянии отношений не будет. Об этом громогласно заявляют представители обеих партий. Хотя все-таки есть надежда, что здравый смысл восторжествует и будет осознана американским новым правительством, американской администрацией, кто бы ни стал президентом, все-таки будет осознана необходимость сотрудничать с нами для решения очень серьезных, глобальных проблем, от которых зависит состояние международной обстановки».
О российской политике мягкой силы
«Я думаю, она выражается в том, что мы хотим, чтобы все то, что народы создали, все то, что создано соответствующими цивилизациями, чтоб это уважалось. Чтобы никто никому не навязывал никакие порядки, чтобы не было в мировом масштабе ничего подобного тому, что сейчас произошло в Голливуде. Чтобы никто не покушался на право каждого народа иметь свои исторические традиции, свои духовные корни».
О перспективах Минских соглашений
«Я не думаю, что при нынешнем украинском правительстве, как и при предыдущем президенте, будет какой-либо прогресс в выполнении Минских соглашений. Хотя бы потому, что об этом публично говорит сам президент Зеленский, об этом говорит публично вице-премьер Резников, который отвечает за работу в контактной группе. Об этом говорит министр иностранных дел Кулеба».
О позиции по Крыму бывшего госсекретаря Джона Керри
«В апреле 2014 года в Женеве Джон Керри мне сказал: „Сергей, мы все понимаем, что Крым ваш, мы понимаем, что народ Крыма хотел вернуться к вам. Но вы так быстро провели референдум, что он не вписывается в стандарты такого рода мероприятий. Я вас прошу поговорить с президентом. Давайте организуйте еще один референдум. Объявите его заранее. Пригласите международных наблюдателей. Мы поддержим их направление туда. Результат будет таким же, но мы как бы соблюдем приличия».
Я ему сказал: „Джон, если вы понимаете, что это было проявлением воли народа, зачем же устраивать такие спектакли?»»
Об отравлении Навального
«Я согласен с теми нашими политологами, которые убеждены, что не было бы Навального — придумали бы еще чего-то в качестве повода для введения дополнительных санкций.
У нас есть свои законы. И, согласно этим законам, мы не можем верить на слово, для того чтобы открыть уголовное дело. Должны быть соблюдены определенные процедуры».
О большой политике и соцсетях
«Через соцсети уже оказывается большое влияние на наши дела. И это реальность всего постсоветского пространства. Это реальность, в общем-то, всего развивающегося мира. Запад, прежде всего Соединенные Штаты, активнейшим образом использует соцсети, для того чтобы продвигать нужную им повестку дня практически в любом государстве».
Об отношениях с Грузией
«Я убежден, что наши отношения с Грузией восстановятся, наладятся. И мы видим появление грузинских политиков, которые за это выступают. Пока это еще небольшие в правящих элитах партии. Но я убежден, что в конечном итоге восторжествует наша традиционная историческая близость, взаимная тяга наших народов. И провокаторы, которые пытаются не позволить Грузии вернуться на нормальные рельсы отношений с Россией, провокаторы будут посрамлены».