Одним из главных центров притяжения для эмигрантов из России стал в последний месяц Стамбул и в целом Турция. RTVI поговорил со старожилами, вновь прибывшими и администраторами эмигрантских чатов о насущных проблемах — как открыть счет в местном банке, снять жилье, получить вид на жительство и об отношении местных жителей и властей.

КТО ПРИЕЗЖАЕТ

Ирина Лобановская, создательница «Гайда по релокации из РФ»:

Если в самом начале это был креативный класс и айтишники, то сейчас это абсолютно все люди, не в том смысле, что это 140 млн человек, а в том, что это соцграф всех профессий: учителя русского языка, врачи, ученые. На днях было сообщение: «у меня ремонтная бригада, нас тридцать человек: русские, таджики, киргизы, куда бы нам переехать всем вместе, где мы будем востребованы?»

ЖИЛЬЕ

Ксения Фатеева (имя изменено), редактор:

Комната не в туристическом, но условно центральном районе стоит в районе 50-60 тыс. руб. Это цены через всякие Airbnb. Если смотреть на сайте для местных — дешевле, но совершенно не ясно, как на нем понять хоть что-нибудь и главное, как проконтролировать, чтобы тебя не нагрели.

В местном локальном чате девушка написала: «»Хотела бы предупредить тех, кто едет в Стамбул и имеет бюджет до 10 тысяч лир (примерно 65 тысяч рублей) на месяц на квартиру. Я не нахожу ничего уже неделю. Либо их снимают, либо риелторы тупо не хотят общаться и не отвечают, либо только туркам. В агентствах недвижимости отвечают, что не сдают в аренду квартиры сейчас, а с мебелью вообще нет».

Павел Кононов, создатель и администратор чата «Поехали в Стамбул | ЧАТ»:

Цены поднялись временно примерно в два раза на долгосрок. Стали просить долгосрочные депозиты, например полгода или год вперед оплатить. Вообще Стамбул обычно очень бюджетный город в плане аренды, мы поэтому сюда перебрались в начале февраля как раз. Сейчас сложнее стало искать, но есть ощущение, что рынок начал выравниваться — появляется все больше предложений, а поток прибывающий уменьшается постепенно.

Екатерина Резник (имя изменено), врач-психиатр:

Перед покупкой билетов схватили самое дешевое жилье в Стамбуле на Airbnb на семь дней, пока еще работали наши пластиковые карты. Потом искали жилье на сайте Sahibinden, муж ходил по агентствам недвижимости. Снять было нелегко, так как мы совсем не знаем турецкого, английский уровня школы. Было страшно, что обманут, были люди в телеграмме, которые настаивали, что помогут, но мы ведь с мужем столько лет в психиатрии и ложь чувствуем кожей.

Писали по каждому приемлемому объявлению, общались с помощью онлайн-переводчиков. Много было отказов в связи с тем, что мы из России, многие первым делом задавали вопрос, откуда мы, и после ответа не отвечали. Были такие, которые просто хотели заработать, предлагая квартиру без возможности оформления икамета (вида на жительство — прим. RTVI) , например, районы Фетих и Сеньорт.

В итоге сняли квартиру через сайт сами без помощи сторонних лиц, приехали на просмотр и сразу же сняли на шесть месяцев. А дальше будет зима и надо будет перебираться в более теплые регионы страны.

Цены на жилье начинаются от 4500 лир за месяц (29 тысяч рублей), но нам удалось найти за 3700 (24 тысячи рублей) в месяц, квартира 1+1 без балкона. При наличие балкона цена сразу же значительно вырастает.

ОТНОШЕНИЕ

Ксения Фатеева (имя изменено), редактор:

Судя по локальным чатикам, россиян здесь довольно много. Иногда я иду в магазин, например, или прогуляться и вижу ребят, которые говорят на русском. Отношение к русским, кажется, осталось на уровне предыдущих лет, как будто ничего и не случилось. Говоришь, откуда ты, а тебе в ответ: «О, Россия здорово!». Но есть и те, кто все понимает. Хозяйка квартиры, например, просто молча обняла меня.

Павел Кононов, создатель и администратор чата «Поехали в Стамбул | ЧАТ»:

Стамбул и перевалочная база, и единственный очевидный вариант с вылетом из Москвы. В центре русская речь везде, часто в кофейнях и банках русскоязычных большинство. Паспорта не проверял, думаю, есть и доля беженцев из соседних регионов.

В Турции [к россиянам] скорее нейтральное отношение. Есть местные, которые поддерживают действия России, в остальном все просто по-человечески и по-восточному тепло. Есть мелкие проблемы, например, из-за наплыва россиян в банки сильно больше работы у менеджеров стало. Ворчат, но это не связано с ксенофобией. Мой хост, например, вот так написал: Best for you, your family and for people both sides («Наилучшие пожелания вам, вашей семье и людям с обеих сторон»).

Таксисты все так же пропускают нужные повороты и накручивают длину поездки, радушные хозяева кафе все так же угощают чаем и сладостями от своей бабушки.

Екатерина Резник (имя изменено), врач-психиатр:

Стамбул

Архивное фото Фотография: Adobe Stock

В нашем районе нет иностранцев , мы тут одни ходим такие. Но отношение к славянам хорошее, никто не смотрит искоса. Были у нотариуса, там познакомились с переводчицей турчанкой, которая интересовалась, откуда мы, и, узнав, начала сильно сочувствовать, рассказала, что у них любят славян и очень им сейчас сочувствуют.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Ксения Фатеева (имя изменено), редактор:

Я улетела в Стамбул 28 февраля. По закону я могу пробыть здесь не больше двух месяцев, а потом нужно будет уезжать в другую страну. Какая это будет страна, я пока до конца не понимаю. Наверное, Грузия или Армения, потому что все остальное очень дорого. Здесь жилье тоже уже по цене зашкаливает — по сравнению с тем, что было в феврале, цены выросли, мне кажется, в пару раз. Да и все остальное с учетом курса и проблем со снятием денег выходит недешево.

В целом, я плохо понимаю, какие у меня дальше планы, потому что, когда я читаю «горизонт планирования у меня сократился до 2-х недель», думаю: «О, ну это вы прям живете. У меня сейчас горизонт планирования — дней пять». Я не пробовала открывать здесь счет. Читала в чатиках, что сейчас, это уже не так просто для россиян — у кого-то требуют депозит (100-500 тыс. рублей в лировом эквиваленте), кому-то просто отказывают. Но вроде есть и те, у кого получилось.

Екатерина Резник (имя изменено), врач-психиатр:

Счет в банке пока даже не пробовали открывать, много неясной информации, банки стали отказывать в открытии карты без ВНЖ.

Подработку пока мы не искали, но переводчица, узнав, что я врач, посоветовала подаваться на подтверждение диплома, так как здесь любят иностранных врачей. Я в будущем возможно рассмотрю этот вариант. Но в целом мы планируем зарабатывать удаленно в IT на контенте. В России у меня был небольшой блог о косметике и косметологии с точки зрения науки, это мое хобби уже 15 лет. До отъезда планировала запустить свой сайт о косметологии.

Муж увлекается кулинарией, постоянно готовит разные блюда, пишет сайты. Заработок планируем организовать исходя из своих навыков, это самое ценное, что у нас осталось после жизни в России.

СОВЕТЫ СТАРОЖИЛА

Елена Байсал, гид-историк, живет в регионе Аланья 17 лет:

В Стамбуле ситуация посложнее, потому что большой город, количество приехавших превышает 25% от местного населения, а это граница по переселенцам, по иностранцам, которые здесь могут жить. И, конечно, возникает огромная сложность при открытии счета, при получении вида на жительство. Поэтому советую не останавливаться на больших городах, а податься в провинцию, там будет все проще и легче.

Очень многое зависит от руководителя банка и персонала. Если в Стамбуле вы придете в любой банк, вам могут отказать. А, отъехав буквально час от Стамбула, в провинцию, вы зайдете в банк, и там вполне вероятно вам попробуют открыть счет, и это окажется верным решением.

Есть очень удобный номер 157 — я советую его запомнить всем, кто сюда приехал. Это как раз миграционная служба, где можно задать все вопросы. Там есть русскоговорящий персонал, терпеливые девушки работают и помогают заполнять анкеты. Если придете с кем-то из помощников, то вам откажут, потому что считается, что тот, кто сюда приезжает, должен все это пройти сам.

Беседовали Мяйле Мачюлите, Владимир Соловьев