Число сторонников бодипозитива растет с каждым днем. Лишние килограммы, лишние волосы, лишние морщины, складки, растяжки, седина — все это для них абсолютно неважно. Но призыв принимать свое тело со всеми несовершенствами воспринимают далеко не все женщины. О том, как в разных странах люди бросают вызов индустрии красоты и общественному вкусу и почему общество не готово принять такую философию, — в материале Елены Светиковой.

Асе 19 лет, и она — за бодипозитив. Как и многие активистки, к новой философии тела она пришла через отрицание. Ей было трудно в школе: она была выше и крупнее учителя физкультуры. Этого не могли принять ни ее одноклассники, ни она сама.

Ася Лунегова, блогер: «Вообще „жирная“ — это самое страшное. Ты можешь быть тупой, с отвратительным характером. Ты можешь делать какие-то невероятные гадости, но, если ты жирная, это крест. Последний гвоздь в крышку гроба».

Именно так Ася узнала, что такое настоящая депрессия.

Ася Лунегова, блогер: «У меня тогда был гастрит на нервной почве. Потом панкреатит, когда ты блюешь желчью шесть часов подряд».

Выходом стало радикальное, как говорит Ася, принятие себя. Девушка осознала, что ее тело — только ее дело. Таков главный постулат бодипозитива. Победив собственные комплексы, Ася начала бороться с фэтшеймингом (когда осуждают полных) и с фэтфобией (когда полных боятся).

Ася Лунегова, блогер: «То, что все люди уникальны, — это здорово. То, что мы все разные, — это здорово».

В мире становится все больше людей, которые думают, как Ася. И во многом это заслуга Собчак. Но не той.

photo-2.jpg

Фотография:
кадр из видео amyxvideo / YouTube

Конни Собчак, основательница движения The Body Positive: «Каждый из нас проживает свою уникальную жизнь. Нашу культура должна измениться».

Америка — родина бодипозитива. Конни Собчак — основательница этого движения. В 1996 году она вместе с психотерапевтом Элизабет Скотт пригласила на семинар школьниц, страдающих пищевыми расстройствами и недовольных своей внешностью. Пришли больше ста человек. Собчак и Скотт поняли, что проблема налицо и ее надо решать. Тогда они и разработали основные принципы бодипозитива.

Конни Собчак, основательница движения The Body Positive: «Бодипозитив включает пять базовых принципов: восстановление здоровья, интуитивную заботу о себе, развитие любви к себе, выражение своей личной, подлинной красоты и создание сообщества».

Движение захватило Соединенные Штаты моментально. Но там же на бодипозитив посыпались и первые шишки. Стало очевидно, что вместо работы над собой многие просто предаются удовольствиям и тешат себя и других фотографиями в соцсетях.

photo-2.jpg

Тесс Холлидей Фотография:
Jordan Strauss / Invision / AP

Фото американки Тесс Холллидей на обложке британского Cosmopolitan одни назвали большим прорывом, другие — пропагандой ожирения. Ведь Холлидей никогда не скрывала своего пристрастия к фастфуду.

Пирс Морган, журналист: «Когда ты настолько толстый, ты же можешь умереть. Мы должны рассматривать это как огромный шаг вперед к бодипозитиву? Что за вздор! Эта обложка такая же опасная и сбивающая с толку, как и продвижение моделей нулевых размеров».

Таня из Уфы любит танцевать бачату и не стесняется делиться своим талантом в соцсетях. По ней вряд ли скажешь, что она пережила несколько операций на головном мозге, около года провела в коме и вышла из нее инвалидом.

Таня Коптилова, фотограф: «Были судороги. И из-за этих судорог руки стали как при ДЦП. И мне потребовалось время, чтобы их восстановить. И в тот момент я поняла, что это чудо, что я осталась жива».

Вернуться к полноценной жизни Тане тоже помог бодипозитив. Сначала она разрешила себе иметь особенности и дополнительные килограммы, а потом начала всем этим гордиться и объяснять окружающим, что с ней все в порядке. Теперь Таня, как и Ася, продвигает новые ценности в России.

В Европе бодипозитив уже прижился, уверена художница Фаина Юнусова. Она переехала в Германию из Москвы.

Фаина Юнусова, художница: «Первое, что я заметила, — то, что здесь люди для меня как будто полные. То есть, например, девушки. И это было очень странно. И еще заметила, что девушки конкретно за собой не следят. Они вообще не парятся, как выйти из дома, не расчесывают волосы».

После удивления пришло понимание: ей тоже так хорошо. То, что тебя никто не осуждает, очень раскрепощает.

Фаина Юнусова, художница: «Ты чувствуешь уважение к своему телу. Это общество уважает и принимает твой выбор».

Но даже Европа готова не ко всему. Январь этого года в британских соцсетях стал месяцем бодипозитива. Женщинам предложили не убирать волосы там, где обычно было гладко. Вызов смогли принять далеко не все.

Так, например, Европа не поняла рекламную кампанию Adidas. После съемки для проекта шведскую модель Арвиду Бистрём забросали жесткими комментариями и угрозами в сети за волосы на ногах. Тогда компания Adidas осознала, что ее клиенты быть такими пока не хотят. Но модель к станку не вернулась и продолжает карьеру, демонстрируя, что ее тело — исключительно ее дело.

Этому принципу следует и супермодель Наталья Водянова: она не боится выйти на вечеринку с ворсистыми ногами. Певица Рианна тоже недавно призвала поклонников отказаться от бритвы. С ними солидарна и блогер из Москвы Ася Лунегова, ведь эпиляция — это больно и неприятно.

Ася Лунегова, блогер: «Я не брею ноги по одной простой причине: у меня жуткое раздражение, у меня все чешется. Какая кому разница, какие у меня ноги».

Активистке бодипозитива из Уфы Тане Коптиловой нравится, когда у нее гладкие ноги, но позицию Аси она называет полезной.

Таня Коптилова, фотограф: «Сейчас это в какой-то мере похоже на субкультуру. Женщины, которые специально это показывают, — такая позиция тоже нужна, чтобы женщины не эпилировали себе ноги для того, чтобы в обществе наконец-то начало закрепляться более здоровое отношение к телу».

Хотя с этим согласны не все. Тренер Алина Шпак считает, что бодипозитив — это отговорка.

Алина Шпак, тренер: «Те, кто придумал бодипозитив, — это те, кто решил по-новому назвать свое оправдание быть ленивым. Я ленюсь — бодипозитив!»

Шпак работает с телеведущей Аленой Водонаевой и актрисой Марией Горбань, помогает обрести нужные формы девушкам с Рублевки. Алина согласна, что вес — не главное и женщина должна быть прежде всего здоровой. Но есть условие.

Алина Шпак, тренер: «Канон красоты — это выглядеть просто свежо и красиво. Это канон красоты, все. И чтобы талия у женщины была не больше 80 см, а у мужчин — не больше 90. Потому что если она больше, то скорее всего много висцерального жира, и это уже нездоровье».

Анна Наринская, литературный критик: «Общественное мнение в нашей стране в этом смысле невероятно консервативно. Оно предполагает, что женщина должна соответствовать некоторым стандартам красоты».

С этой консервативной позицией столкнулась и сама Анна Наринская.

Анна Наринская, литературный критик: «Когда я в своем возрасте решила, что я буду седая и не буду красить волосы, то от огромного количества людей из моего круга я поучила большое неодобрение. И только от женщин. Женщины мне говорили, что это предательство. „Ты нас предаешь, потому что женщина должна хотеть выглядеть моложе“».

Ася больше не думает, что о ней скажут. Она любит пилатес и йогу. Обожает косметику и делает себе макияж. Бодипозитив не исключает ни ухода за собой, ни удовольствия.

Ася Лунегова, блогер: «Здоровье — это личное дело каждого. И я не думаю, что какому-нибудь Васе Пупкину из Гольяново очень важно, как я себя чувствую».

Ася помогает девушкам с нестандартной фигурой подбирать одежду, без стеснения демонстрирует свое тело в инстаграме и хочет, чтобы так жили все.

Когда-то восхищения заслуживали пышные женщины без бровей, как Мона Лиза. Потом решили, что классная та, что белолица и затянута в корсет, как Мария-Антуанетта. В эпоху супермоделей было важно быть тонкой и длинноногой, как Кейт Мосс.

Новое время, кажется, дает возможность больше не оглядываться на каноны. Внимания, уважения и восхищения добивается любая человеческая индивидуальность. Остается только понять, как этим распорядиться.