Российская наука будет выполнять за рубежом роль «мягкой силы» в дипломатии, а ученые примут участие в продвижении позитивного образа России в мире. Как стало известно RTVI, советники по научно-техническому сотрудничеству появятся в первую очередь при посольствах в тех странах, где расположены штаб-квартиры европейских международных институтов.

В Российской академии наук придумали концепцию структурных подразделений на базе ключевых дипломатических представительств России за рубежом. В рамках этой концепции может быть введена специальная должность советника по научно-техническому сотрудничеству в посольствах и представительствах, прежде всего, в Женеве, Страсбурге и Брюсселе. Это столицы, где расположены штаб-квартиры или офисы европейских международных институтов — Совета Европы, Евросоюза, НАТО, ООН. Именно там ученые смогут больше всего сделать для улучшения атмосферы взаимодействия с Россией.

Советники займутся, в числе прочего, подготовкой соглашений по научно-техническому сотрудничеству. Такое соглашение есть у России с некоторыми странами, например, с Францией, но системы в этом вопросе нет. Прежние научные связи на пространстве СНГ утрачены. Многие международные научные программы «заморожены» 5-6 лет назад.

Как пояснил RTVI собеседник в академии наук, цель не столько развитие науки, сколько продвижение имиджа России и создание неформальных связей и сетей взаимодействия. По его словам, наука — «чистая вода». Она воспринимается за рубежом позитивно, а не сквозь призму идеологии, с учеными охотнее идут на контакт. «Наших ученых знают, уважают и даже перекупают за границей. Мы не всегда можем остановить „утечку мозгов“, но можем научиться использовать ее в своих целях. Если задействовать потенциал наших ученых для взаимодействия с международными организациями, это может быть очень эффективно для дипломатии», — говорит он.

Разрабатываются основные темы, при помощи которых ученые могут продвигать образ России: мирный атом, борьба с терроризмом, экология и климат, цифровизация.

В администрации президента (АП) сферу науки и образования курирует помощник президента Андрей Фурсенко, работа будет строиться под его руководством. Отчасти участвовать в этом сможет управление общественных проектов президента. Ведутся консультации с МИДом России, Министерством науки и образования.

KMO_167296_00197_1.jpg

Помощник президента Андрей Фурсенко Фотография:

Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Работу академии на международном направлении президент РАН, академик Александр Сергеев согласовал с главой государства в декабре 2018 года. На встрече с Владимиром Путиным Сергеев рассказал о новых полномочиях РАН (эти полномочия летом 2018 года закрепили законодательно) и запросил финансирование.

Он доложил, что РАН начала организовывать представительства за рубежом, на базе которых пройдут публичные «мозговые штурмы» с участием ученых. «Я с вами посоветуюсь, как правильно здесь в отношении различных стран себя вести», — сказал он. На что Путин ответил, что «ограничений нет, сотрудничать нужно со всеми, кто хочет с нами работать».

В последнее время авторитет России за рубежом сильно пострадал, власти думают над дополнительными мерами дипломатической поддержки. Например, на заседании Совета по правам человека в декабре Владимир Путин предложил активнее вовлекать российские правозащитные организации в контакты с международными для отстаивания прав российских граждан за рубежом, вести общественную дипломатию.

Замглавы Института государства и права РАН Василий Лихачев (в 1998–2003 годах — постоянный представитель России в Европейском сообществе в Брюсселе) заявил RTVI, что он убежден в необходимости такой работы и сам участвует в консультациях. «Российская наука — это наше достояние, и она должна работать на суверенитет России», — заявил RTVI Лихачев.

Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов считает, что начинать работу по научной дипломатии правильно именно в европейских международных организациях, потому что «там кипит жизнь». «В отличие от времен холодной войны, наука стала глобальной и не может развиваться автономно, — говорит он, — наши ученые имеют авторитет за рубежом, но наука — это не спорт. Такие разовые имиджевые акции, как Олимпиада или Чемпионат мира по футболу, с их помощью вряд ли удастся устроить».