Сторонники Ангелы Меркель показали худший результат на выборах в региональный парламент Баварии за все последние годы. Христианско-социальный союз (вместе с Христианско-демократическим союзом Меркель они представляют правящий блок в Бундестаге) потерял абсолютное большинство в ландтаге — земельном парламенте Баварии. О том, почему о провале на одних выборах в Германии говорят, как о начале катастрофы для правительства Меркель — в материале Константина Гольденцвайга.

В немецких партиях, что еще по привычке именуют общенародными, с трудом сдерживают слезы: власть уходит на их глазах. Баварское отделение социал-демократов — старейшей силы Германии, не раз выставлявшей федерального канцлера — на этих выборах не получило и десяти процентов, заняв пятое место.

Андреа Налес, председатель Социал-демократической партии Германии: «Мы не смогли убедить избирателей. И это горько».

Христианско-социальный союз, союзники Меркель в Баварии, беспрерывно и почти безраздельно правили консервативной землей более полувека. Вместо былых 60-ти процентов теперь у них немногим больше 30-ти. Правительство в одиночку им уже не сформировать.

Маркус Зёдер, премьер-министр Баварии: «Нам в Баварии было не так просто отмежеваться от общегерманских изменений, которые все вы замечаете. С 2015 года у нас идут напряженные дискуссии о миграционной политике. Они вспыхивали и в последние недели, точно не облегчая работу нашей команды».

Об этих переменах премьер Баварии Зёдер предупреждал и до окончания предвыборной гонки. В эпоху соцсетей и раскола Германии далеко не только из-за мигрантов, времена умеренных партий уходят в прошлое. Речь не о Баварии, а обо всей стране.

графика-германия.JPG

Утром в Берлине верхушка правоцентристского ХДС собирается на кризисное совещание. В этой работе над ошибками главный вопрос: кто виноват, что в самой успешной и богатой из немецких земель, избиратель выдал властям штрафную карточку?

Манфред Крауткрэмер, сторонник ХСС: «Все эти беды у нас исключительно из-за Ангелы Меркель. Ей самое время сейчас уйти в отставку, чтобы у нас появился новый канцлер».

Претензии к Меркель, 15 лет возглавляющей партийный дуэт ХДС/ХСС, в том, что правую партию она сдвинула в центр, освободив пространство для ультраправых. Но второй адресат жесткой критики — подчиненный канцлера Хорст Зеехофер, министр внутренних дел и глава баварского ХСС. Из всех земель именно там гнули самую жесткую антимигрантскую линию, конфликтуя из-за нее с партнерами по правительственной коалиции, и словно соревнуясь в хлестких заявлениях с правопопулистской «Альтернативой для Германии».

Армин Лашет, премьер-министр земли Северный Рейн — Вестфалия (ХДС): «Христианским демократам должно стать ясно: невозможно выиграть выборы, просто сдвигаясь в риторике вправо и прибегая к острой полемике. Граждане требуют решения насущных проблем. Тому театру, который творится в Берлине последние месяцы, пора положить конец».

Своенравный и склочный, как говорят о нем, баварский политик Зеехофер — судя по опросам, главный для избирателей раздражитель. И в Берлине, и в Мюнхене теперь многие призывают его уйти в отставку. Но глава МВД уверен, что дело не в нем.

Хорст Зеехофер, министр внутренних дел Германии (ХСС): «Я лично никакой дискуссии по вопросам кадров не веду».

«Политическое землетрясение» в Баварии для отсиживающихся в Берлине может стать лишь первым толчком. Уже через две недели на очереди выборы в другой немецкой земле — Гессене, где меркелевский ХДС (на сей раз без заигрываний с ультраправыми и внутрифракционных конфликтов) все равно рискует показать результат еще хуже, чем в Баварии. Самое позднее в декабре это может обернуться кардинальными последствиями для партии, всей страны и Европы — если на съезде христианских демократов Ангела Меркель откажется вновь баллотироваться на пост их главы. Эпохе Меркель конец, но поиски преемника для Меркель только начались.

Ликуют и на радость прыгают в толпу сторонников сегодня лишь «Зеленые» и ультраправая «Альтернатива для Германии». Две партии, занявшие второе и третье место, представляют полную противоположность друг другу.

Алис Вайдель, председатель фракции «Альтернативы для Германии» в Бундестаге: «33 процента у ХСС, около десяти, а может, и девять процентов — у социал-демократов. У власти никакая не большая, а миниатюрная коалиция, которая совершенно не отражает волю народа. Поэтому откройте дорогу для новых выборов! Для политического курса на благо нашей страны».

Геро Нойгебауэр, политолог: «У нас больше просто нет прежних слоев общества: профсоюзов, традиционно голосующих за социал-демократов, прихожан католической церкви, выбирающих ХДС, и среднего класса, отдающего голоса «свободным демократам». У нас есть общество со сложной структурой, в котором у всех слишком разные интересы».

Договориться не только в баварском ландтаге отныне будет труднее. Это хорошая новость для популистов в Европе: итальянский вице-премьер Маттео Сальвини, например, уже шлет в твиттере свое «аривидерчи» Меркель.

Гюнтер Эттингер, комиссар ЕС по бюджету и человеческим ресурсам (ХДС): «С европейской точки зрения, остается лишь надеяться, что в Германии сохранится правительство. Мы всерьез встревожены тем, как мало за несколько месяцев до выборов в Европарламент делается в Германии. При всех неудачах канцлера и правительства большой коалиции им необходимо доказать дееспособность на европейском уровне».

Но даже если Меркель снова удержится на посту, не факт, что ее примеру последуют министры. В рядах социал-демократов, и без того неохотно пошедших на сей раз во власть, все громче голоса тех, кто призывает уйти из правительства. Сохранить лицо порою важней, чем стабильность в стране. Решающими станут ближайшие недели.