Япония выходит из Международной комиссии по промыслу китов. Их коммерческую добычу в своих внутренних водах государство планирует возобновить уже летом. По мнению властей, популяция китов восстановилась до такой степени, что промысел уже не нанесет серьезного ущерба природе. Экологические организации раскритиковали это решение и обвиняют чиновников в пренебрежении международным правом. Аргументы сторонников и противников возврата к китобойному промыслу изучил корреспондент RTVI Андрей Ежов.

Решение японских властей во многом было ожидаемо: в Токио давно добивались отмены запрета именно на коммерческую, а не научную добычу морских млекопитающих. Но предложения Японии последовательно отвергали в Международной комиссии по промыслу китов. В итоге власти страны сочли бессмысленным искать компромиссы и дальше.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Решение Японии об одностороннем отказе от договоренностей некоторые называют едва ли не демаршем. Больше всего возмущены экологи. Хотя в Токио и говорят о возврате к промыслу относительно распространенного вида — малых китов, — зоозащитники считают, что даже это большой риск для всей популяции.

Константин Згуровский, старший советник морской программы WWF: «Нужно, чтобы обязательно были какие-то международные наблюдатели, пока об этом разговора нет. Кто будет контролировать промысловиков: отлавливают, убивают ли они те виды, которые многочисленны, или они убивают все подряд, — это тоже вопрос. В свое время был большой скандал, когда СССР в Антарктиде добывал беременных самок и малышей. И это тоже вопрос, на который пока нет ответа».

AustralianCustoms-WhalingInTheSouthernOcean_3.jpg

Фотография:
Australia Customs and Border Protection Service

При этом сказать, что во всем мире добыча морских млекопитающих под строгим запретом, нельзя. Мораторий на коммерческий промысел был введен еще в начале 80-х годов, при этом так называемый «аборигенный промысел» сохраняется до сих пор в небольшом количестве регионов. Например, на востоке России охотиться разрешено местному коренному населению Чукотки.

Так же обстоят дела и на другом побережье Берингова пролива — на Аляске. Кроме того, промыслом можно заниматься в Гренландии. Мораторий также не действует для некоторых граждан государства Сент-Винсент и Гренадины в Карибском бассейне. За возвращение коммерческой добычи китов, кстати, давно выступают некоторые представители Запада — Норвегия, Дания, Исландия и Канада. Поэтому нельзя исключать, что эти страны не последуют примеру Японии.

Никола Беньон, Humane Society International: «Решение Токио покинуть Международную комиссию по промыслу китов представляется очень серьезным и даже опасным. Эта организация — глобальный орган, который, согласно международному праву, несет ответственность за сохранение популяции китов. Выход Японии означает ее выход из сферы права. Получается, что то, чем Токио будет заниматься теперь — это, по сути, пиратский промысел. И международное сообщество должно это осудить».

Возврат китобойного промысла в Японии объясняют, в частности, национальной традицией. Правда, если полвека назад страна добывала до 200 тысяч тонн мяса в год, то сегодня объем поставок в супермаркеты и рестораны куда ниже. Многие японцы и вовсе мясо китов не едят.