Похороны Джорджа Флойда пройдут 9 июня в Хьюстоне, откуда он шесть лет назад переехал в Миннесоту. Накануне в Миннеаполисе тысячи людей пришли проститься с человеком, убийство которого заставило американцев по всей стране выйти на улицы с лозунгом #BlackLivesMatter. Уже больше недели в США продолжаются протесты против расизма и полицейского произвола. Одновременно с этим в крупнейших мегаполисах появились группы мародеров, которые стали громить витрины и грабить магазины прямо на глазах у правоохранителей. Корреспондент RTVI Гарри Княгницкий отправился в Миннепполис, откуда все началось, чтобы понять, как из-за смерти одного афроамериканца вспыхнула вся Америка.
Шестой день протестов в Миннеаполисе. Тысячи человек устроили марш, который быстро превратился в стояние на реке Миссисипи. Стояли, пока полиция не перешла в наступление. Люди бежали и падали. Протестующие в панике кричали: «Я туда не пойду. Я боюсь! Я не хочу умереть!»
Теперь на мосту сосредоточилась полиция. Они начинают стрелять гранатами со слезоточивым газом, чтобы разогнать людей, которые собрались на противоположном берегу Миссисипи.
Жительница Миннеаполиса: «Мы ничего такого не делали. Мы вели себя мирно. Шли по мосту. Мы воспользовались нашим правом на протест, потому что они убили невиновного человека безо всякой причины».
25 мая четверо полицейских убили Джорджа Флойда. Теперь на месте его задержания мемориал. На граффити Флойд напоминает несправедливо осужденного добродушного великана Джона Коффи из кинговской «Зеленой мили». Таким мы его, видимо, навсегда и запомним. По факту Флойд в прошлом был рэпером, причем из команды культового DJ Скрю. Жил в Хьюстоне. Выжил в 90-е, что вообще-то не очень характерно для олдскульного рэпа. Несколько раз судим, в том числе — за вооруженный грабеж. Шесть лет назад он начал новую жизнь и переехал в Миннеаполис. Погиб мучительно. Полицейский Дерек Шовин при задержании по подозрению в подделке 20-долларовой банкноты почти девять минут давил Джорджу коленом на шею. По данным независимой экспертизы, Флойд умер от удушья.
Протестующие сожгли полицейский участок, в котором работал Дерек Шовин — тот самый, кто и наступил на шею Джорджу Флойду при задержании. Интересно, что буквально в одном квартале от этого участка находился ночной клуб «Эль Нуэво Родео», его разнесли еще в первые дни протестов. Там Шовин и его жертва Флойд когда-то вместе работали в охране.
Мог у них там быть личный конфликт или нет — неизвестно. Но даже если и был, полицейский душил безоружного человека, чья вина не доказана. Причем Шовину поначалу вообще не предъявили никаких обвинений, а смерть Флойда списали на наркотики: мол, организм не выдержал давления. Услышав такое, не выдержали тысячи жителей Миннеаполиса, причем не только афроамериканцы. Протесты быстро переросли в погромы.
Рич Бёркли, житель Миннеаполиса: «Грабежи — это плохо. Поджоги — это плохо. Но если бы не убили Флойда, не было бы и грабежей. В 2016 году у нас уже был похожий случай: полицейский убил Филандо Кастиля. Был мирный протест. Полицейского оправдали, и ничего не изменилось».
Кастиля остановили на трассе. Он был в машине с подругой и ее дочерью. Полицейскому показалось, будто водитель достает пистолет (позже выяснилось, что это не так), и он семь раз выстрелил в упор.
По данным New York Times, полиция Миннеаполиса применяет силу по отношению к темнокожим в семь раз чаще, чем к белым. Да ладно Миннеаполис или штат Миннесота, такова вся Америка — страна, которая отменила сегрегацию афроамериканцев только в 1964 году (позже, чем полетела в космос). Отменила законодательно. Но профессор Hamline University в столице Миннесоты Джейсон Соул уверен, что на практике афроамериканцы и сегодня ущемлены в правах. Его самого часто принимают за бандита. Впрочем, когда-то он им был и даже сидел.
Джейсон Соул, профессор Hamline University (Сент-Пол, Миннесота): «Я часто ношу худи, в нем удобно, но когда люди видят меня в такой одежде, то шарахаются, как от преступника. Я даже специально сделал принт „Разглядите во мне человека”. Человека, у которого есть дети, который ходит за продуктами в магазин. Относитесь ко мне, как к личности. Но в Америке к нам всегда относятся как к рабам».
В 1992 году против такого отношения восстал Лос-Анджелес. Это случилось после того, как суд оправдал полицейских, избивших Родни Кинга. Его пытались остановить за превышение скорости, тот решил уйти от погони, при задержании оказал сопротивление, позже выяснилось, что еще и сел за руль нетрезвым. То есть вопросы к Кингу были. К погромщикам, устроившим беспорядки, в результате которых погибли десятки человек, — вопросов еще больше. Но главный вопрос к полицейским: зачем излишняя жестокость?
Скотт Макдоналд, житель Миннеаполиса: «Я встаю и иду на работу, я работаю 40 часов в неделю и плачу налоги, с которых полицейские получают зарплату. Я их работодатель. Это какое-то безумие, если задуматься. Мы боимся людей, которым платим, чтобы они нас защищали. Я не выхожу из дома, пока не поцелую детей, потому что, возможно, вижу их последний раз в жизни».
Аргумент «При Обаме такого не было» звучит так себе. Задушенный Эрик Гарнер. Застреленный Джамар Кларк. Застреленный Майкл Браун (именно после его гибели вспыхнули беспорядки в Фергюсоне)… Все они погибли во время президентства Обамы. И, кстати, вице-президентства Байдена. То же самое и по поводу либеральных штатов. Погромщики разнесли свободный и уважающий права афроамериканцев Нью-Йорк с тем же энтузиазмом, с каким громили в 1992 году Калифорнию. Миннесота, кстати, сейчас тоже либеральная. Так где же логика?
Беннетт Хартц, житель Миннеаполиса: «Несмотря на то, что это демократический штат, здесь те же проблемы, что и во всей стране. Либералам нравится говорить самим себе, что у нас нет проблем с расовой несправедливостью. Но они есть».
Тут не выдерживает и иммигрант из России Валентин Виноградов: а зачем тогда все заигрывания губернаторов-демократов с афроамериканцами? И как быть с собственной безопасностью? Получается, на полицию надежды никакой? Если задержал афроамериканца, то сразу расист? А вдруг подозреваемый — действительно преступник? Он отлично знает район, где погиб Джордж Флойд.
Валентин Виноградов, житель Миннеаполиса: «В том районе за два года совершено больше 40 разных видов преступлений: кражи из домов, из магазинов, из машин, даже просто машины крали. У нас до школы шесть кварталов, и я спокойно по утрам отпускаю детей, спокойно их жду дома, не встречая, потому что полиция справляется. Я представляю, как себя чувствуют семьи, которые живут в том районе».
Тут бы президенту выступить с какими-то разъяснениями, как-то попытаться всех примирить, успокоить. Но Дональд Трамп пообещал направить регулярную армию в те штаты, которые не справляются с беспорядками.
Рич Бёркли, житель Миннеаполиса: «Некоторые люди говорят, что проблема в Трампе. Но Трамп — это не проблема, а всего лишь ее воплощение. Я думаю, он мог бы действовать значительно лучше, но сам не может освободиться от приклеенных к нему ярлыков. Он творение своих избирателей и их убеждений».
Не ради них ли он позировал с Библией на фоне закрытой церкви? Пришлось даже разогнать протестующих у Белого дома. И чего он добился? У Трампа рейтинг падает, у Байдена растет.
Джейсон Соул, профессор Hamline University (Сент-Пол, Миннесота): «Политики — отстой. Без разницы — республиканцы они или демократы. Я никогда не видел изменений, кто бы ни был у власти. Если бы меня заставили выбирать между Сатаной и Дьяволом, то, наверное, я бы выбрал Джо Байдена. Но я не верю ни одному из них. Никто из них ничего не изменит».
Тело Джорджа Флойда вынесли из Молитвенного центра в Миннеаполисе, затем гром доставят в Северную Каролину — в этом штате родился Джордж. А похороны состоятся в Хьюстоне. Как сообщил адвокат семьи Флойдов, на похоронах планирует присутствовать Джо Байден. Еще бы не планировал: многие кандидаты в президенты США любят играть на интересах афроамериканцев. Но вот вопрос: насколько истеблишмент учитывает такие интересы после того, как добивается своих целей?