В Стамбуле проходит четырехсторонняя встреча, посвященная «зерновой сделке». Очередное продление соглашений о вывозе продовольствия из украинских портов может расшириться до «аммиачной сделки». О необходимости возобновления поставок российского аммиака российские и западные политики говорили еще в сентябре прошлого года. RTVI разбирался, кому важна аммиачная сделка, кто на ней заработает и какова роль России на мировом рынке удобрений.

Зачем России нужна «аммиачная сделка»

В 2021 году транзитом через Украину прошло 2,3 млн т аммиака, за которые «Укрхимтрансаммиак» получил от России порядка $108 млн, сообщал украинский Forbes. Владимир Путин говорил о готовности поставить на мировые рынки 2 млн т. аммиака, и за его перекачку Украина может получить порядка $94 млн. В то же время Россия сможет рассчитывать на то, чтобы заработать на объеме годовых поставок более миллиарда долларов.

Производством аммиака в России управляет Объединенная химическая компания «Уралхим» Дмитрия Мазепина, которой принадлежит предприятие «Тольяттиазот».

Экспорт российского аммиака прекратился сразу после начала боевых действий, 24 февраля 2022 года. Основным его маршрутом из России в западные страны был и остается аммиакопровод «Тольятти-Одесса». В одесском припортовом заводе газ грузили на суда для дальнейшего экспорта.

Трубопровод «Тольятти — Одесса» идет от предприятия «Тольяттиазот» в Тольятти по украинской территории, одна из веток трубопровода шла на украинский концерн «Стирол» в Горловке на территории ДНР. Максимальная мощность трубы — до 2,5 млн т в год.

В ноябре Мазепин обращался к Путину с просьбой помочь «в рамках зерновой сделки временно открыть и обеспечить в Одессе слив и транспортировку аммиака». По его словам, сырье для производства минеральных удобрений также может пойти в развивающиеся страны, включая Африку. Президент на это заявил, что Россия проработает с ООН возобновление работы аммиакопровода.

Для России важно нарастить экспорт аммиака, который серьезно просел после начала военных действий на Украине.

В 2022 году объем поставок российских удобрений упал всего на 10% в годовом выражении, а объем поставок аммиака в первые 9 месяцев 2022 года — на 76%. За первые три квартала 2022 года производство аммиака в России сократилось на 14,1% до 12,7 млн т., отмечал аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.

Зачем нужен аммиак

Ирина Бужор / Коммерсантъ

Для эффективного роста растений им необходимы три вида удобрений: азотные, фосфорные и калийные. Дефицит любого из компонентов приводит к снижению урожайности. При этом более половины мирового объема потребления удобрений составляют именно азотные. Это связано с тем, что азот надолго не задерживается в почве, и его запасы нужно постоянно восполнять. В то же время фосфор и калий сохраняются в земле до трех лет.

Основным компонентом азотных удобрений является аммиак. Сами удобрения разделяются на три подгруппы: аммиачная селитра (нитрат аммония), карбамид (мочевина) и карбамидно-аммиачная смесь (UAN). Наиболее массовым в промышленности способом производства аммиака является использование природного газа. Из него выделяют водород, а затем связывают с азотом, который есть в атмосфере. Таким образом ценообразование азотных удобрений на 70-90% зависит от стоимости природного газа. Однако этот способ производства считается неэкологичным из-за большого объема выбросов углекислого газа.

Ценообразование и потребители

Рост общемировых цен на удобрения, включая аммиак, пришелся на конец 2020 года и достиг пика летом 2022 года. Тогда же в Европе и Азии существенно выросли цены на природный газ из-за снижения объемов добычи и роста мирового спроса. Негативным фактором также стали нарушения в цепочках поставок, вызванные эпидемией коронавируса.

Западная Европа, закупающая больше всех в мире аммиака, импортирует также большую часть природного газа. До недавних пор на Европу приходилось более поставок 30% российского аммиака и более 40% природного газа.

Крупнейшими импортерами конечного продукта, самих азотных удобрений, по данным на 2021 год в натуральном выражении были Индия (11,7%), Бразилия (11,1%) и США (7,93%). При этом рынок Индии почти целиком зависит от Китая, тогда как основным поставщиком Бразилии была Россия. На южноамериканскую страну приходилось около 27% всего экспорта российских удобрений.

В 2021 году Россия также поставила США значительную часть карбамида (19%) и карбамидо-аммиачной смеси (43%). С этим, в том числе, связано нежелании США включать в список санкционных товаров российские удобрения.

В последние месяцы стоимость удобрений снижается, хоть и превышает среднеисторический показатель. Cпотовый контракт на безводный аммиак в Тампе был заключен на уровне $590 за метрическую тонну — самый низкий показатель с июля 2021 года, сообщало 24 февраля агентство Bloomberg со ссылкой на собственные данные.

«Выращивающие кукурузу фермеры, пострадавшие от резкого роста цен на удобрения после [начала конфликта] на Украине ожидают улучшения ситуации, поскольку оптовые цены упали до самого низкого уровня почти за два года», — отмечало агентство.

О тенденции к падению цен на аммиак говорят и данные американского министерства сельского хозяйства, фиксирующие затраты фермеров на удобрения. 3 ноября 2022 года цены на безводный аммиак достигли показателя $1,434 за тонну и последовательно снижались, опустившись на отметку $1,237 за тонну по состоянию на 23 февраля, что на 14% ниже ноябрьского уровня, отмечается в аналитической записке, подготовленной экономистами из Университета Иллинойса.

По данным Еврокомиссии, в марте затраты фермеров на удобрения снизились на 38,7% в годовом выражении и на 3,6% по сравнению с предыдущим месяцем. В то же время траты на удобрения все равно в два раза превышают показатели по состоянию на начало 2020 года.

Крупнейшие экспортеры и дефицит

Последние годы Россия и Китай делили между собой первые места по объему экспорта азотных удобрений. При этом в 2021 году Россия вырвалась в лидеры. Она поставила на мировый рынок 25% аммиака, 14% карбамида и 42% карбамидо-аммиачной смеси (UAN) в натуральном выражении.

Вместе с тем, в конце 2021 года начал возникать дефицит азотных удобрений. Россия и Китай ввели квоты на экспорт, чтобы удовлетворить внутренний спрос. В России экспортные ограничения действовали до 31 мая 2022 года, но затем их продлили до конца года. Они не распространялись на поставки в ДНР и ЛНР (которые осенью вошли в состав России), а также на Абхазию и Южную Осетию. В январе 2023-го правительство увеличило квоту на вывоз аммиачной селитры на 375 тыс. т., а сульфоаммофоса — на 102 тыс. т. Общий объем экспортной квоты таким образом превысил 12 млн т.

Ограничения Китая коснулись, в первую очередь, поставки азотных и фосфорных удобрений. На такие меры правительство Китая решилось, чтобы также удовлетворить внутренний спрос, ограничить рост цен на продовольствие и сократить объем выбросов вредных газов в атмосферу. Китай не только один из основных мировых производителей аммиака, но и самый крупный потребитель — на его долю приходится 22%. При этом Китай практически не импортирует зарубежные удобрения, а занимается собственным производством.

По данным UN Comtrade за 2021 год, доходы России от экспорта аммиака составили более $1,668 млрд. В пятерке крупнейших поставщиков она заняла второе место, уступив только Тринидаду и Тобаго, объем экспорта которого составил $1,688 млрд. Следом идут Саудовская Аравия ($1,454 млрд), Индонезия ($898 млн) и Канада ($672 млрд).

Препятствия на пути «аммиачной сделки»

Для других стран, в том числе для Евросоюза разблокировка дешевых поставок российского аммиака — возможность снизить цены на химикат и таким образом сократить расход собственных запасов газа и снизить затраты фермеров.

В сентябре прошлого года попытки к заключению «аммиачной сделки» предпринимали в ООН, однако прийти к договоренностям так и не удалось: основным условием Украины к возобновлению поставок аммиака стало возвращение Киеву всех украинских военнопленных. С таким предложением украинский президент обратился в ООН.

Москва сразу отвергла предложение: «Разве люди и аммиак — это одно и то же?» — ответил на условия сделки пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Представитель МИД России Мария Захарова заявляла, что западные страны сами должны добиваться от украинских властей разблокировки возможностей транзита российского аммиака, если они действительно заинтересованы в его поставках.

«С российской стороны никаких проблем нет, мы в этом заинтересованы», — говорила она.

Российская сторона неоднократно указывала, что условия о поставках аммиака прописано в Стамбульских соглашениях, однако их реализации мешает позиция Киева, говорил RTVI замминистра иностранных дел Сергей Вершинин.

Подробнее о том, что включают в себя Стамбульские соглашения и какое место в них занимает «аммиачная сделка» — в материале RTVI.

«Положение о поставках на мировые рынки удобрений и сырья для их производства, включая аммиак, прописано в обоих Стамбульских соглашениях. Перевалка аммиака по трубопроводу “Тольятти-Одесса” и его вывоз должны были возобновиться вместе с запуском “черноморской инициативы” и началом транспортировки украинского продовольствия. Однако этого не произошло и не происходит из-за позиции Киева, обставляющего восстановление работы аммиакопровода политическими условиями», — подчеркнул Вершинин.