В единый день голосования 11 сентября в России состоятся выборы на разных уровней. Россияне смогут проголосовать за новых губернаторов и глав регионов, за депутатов местных парламентов, горсоветов и муниципальных объединений. Выборы планируется провести и в Белгородской области, несмотря на желтый уровень террористической опасности в регионе. RTVI рассказывает, как боевые действия на Украине отразились на избирательной кампании, рейтингах парламентских партий и агитплакатах.
От Калининграда до Сахалина
В большинстве регионов России выборы продлятся уже привычные три дня, начиная с 9 сентября. Отдать свой голос за понравившегося кандидата некоторые смогут онлайн — электронное голосование будет доступно в Москве, Калининградской, Курской, Псковской, Новгородской, Ярославской, Калужской и Томской областях. Нововведением этого года станет российский гимн, который будет звучать на избирательных участках при открытии помещений для голосования. Глава Центризбиркома Элла Памфилова считает, что это придаст «особую значимость волеизъявлению россиян».
По оценкам ЦИК, в этом году в едином дне голосования смогут принять участие 45 млн граждан в 82 регионах страны. В Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях избиратели будут выбирать депутатов местных парламентов — в результате их состав полностью обновится. Кроме того, дополнительные выборы в законодательные органы власти пройдут еще в 22 регионах страны.
В 12 городах выберут депутатов представительных органов — горсоветов, в частности Барнаульской городской думы, Омского городского совета и Курского городского собрания. Также отдать свой голос многие россияне смогут за депутатов муниципального уровня. Самая крупная избирательная кампания такого рода пройдет в Москве — в ней участвуют более семи тысяч кандидатов. RTVI подробно рассказывал о подготовке к столичным выборам.
Уже на следующей неделе станут известны имена 15 новых губернаторов и глав республик. Судьбу большинства из них решат рядовые избиратели. Только в Адыгее голосование будет непрямым. Это означает, что выбирать главу будут местные парламентарии. В конце августа президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госсовета — Хасэ Адыгеи три кандидатуры на эту должность, среди которых есть и действующий глава региона.
Лидерами по числу выдвинутых кандидатов на пост губернатора стали КПРФ и ЛДПР. Обе партии выставили своих претендентов в 13 регионах из 14, где проходят прямые выборы в этом году. КПРФ не стала претендовать на пост в Марий Эл, а ЛДПР — в Томской области.
Кандидаты от «Единой России» формально не заявлены в бюллетенях в Марий Эл и Ярославской области. Временно исполняющие обязанности губернатора в обоих регионах идут в качестве самовыдвиженцев. Кандидатуру одного из них, Юрия Зайцева, уже публично поддержало региональное отделение партии «Единая Россия».
Во Владимирской и Тамбовской областях, где губернаторские выборы проводятся досрочно, врио глав регионов тоже можно будет найти в бюллетенях. И Александр Авдеев, и Максим Егоров не скрывают связи с «Единой Россией». Предыдущие губернаторы этих регионов ушли в отставку прошлой осенью, не дождавшись окончания полномочий.
Еще одна парламентская партия «Новые люди» на губернаторских выборах почти не представлена. Кандидаты в главы регионов от нее значатся в списках по Свердловской области и Бурятии. Еще одному претенденту от «Новых людей» отказали в регистрации в Карелии. В итоге больше протеже оказалось у непарламентских «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» (6), «Коммунистов России» (4) и партии «Родина» (3).
В целом, количество политических партий, имеющих право участвовать в выборах, с 2015 года постепенно уменьшается, отмечают опрошенные RTVI эксперты. Если семь лет назад их насчитывалось 75, то в этом году — всего 29. По словам политолога Михаила Виноградова, нынешние выборы носят скорее технический характер.
«В условиях фактического запрета на публичную политику номинальные участники решают свои тактические задачи, напрямую не связанные с решением вопроса о власти. КПРФ доедает остатки ЛДПР, СР — то, что от ЛДПР не доела КПРФ, — полагает Виноградов. — Партиям важно сохранить свое легальное присутствие в политической системе для того, чтобы в будущем, возможно, побороться за что-то большее. Поэтому особо яркой повестки они не предъявляют, стремясь сохраниться в сегодняшней правящей коалиции, где оппозиционные партии, в частности, представлены губернаторами».
Как на избирательной кампании отразились боевые действия на Украине
Выборы 2022 года проходят на фоне непрекращающихся боевых действий на Украине. Вплоть до самого начала избирательной кампании в публичном поле неоднократно обсуждалась возможность переноса или отмены голосования.
«Главная особенность этих выборов заключается в том, что они в принципе проводятся. Было достаточно много слухов, что их отменят, перенесут, что изменится каким-то образом процедура проведения. Это такой сигнал избирателям — ситуация штатная, все под контролем», — считает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко.
Принятые после 24 февраля законы о наказании за дискредитацию Вооруженных сил России и за фейки, а также ужесточение иноагентского законодательства затормозили начало избирательной кампании. Кандидаты от партий старались не делать громких заявлений, а некоторые из них до последнего умалчивали о своих политических амбициях и намерениях участвовать в выборах. Позже обычного началась сама агитационная кампания — за месяц-полтора до голосования.
Рост рейтинга президента Владимира Путина на фоне участия России в вооруженном конфликте на Украине отразился на рейтинге «Единой России» — она давно для многих стала «партией президента». Если 20 февраля, по данным ВЦИОМ, за «Единую Россию» готовы были проголосовать 30,3% респондентов, то 28 августа таких уже насчитывалось 40,2%. Другим парламентским партиям повезло меньше. У КПРФ рейтинг упал на 5,8 пунктов, у «Новых людей» на 2,1 пункта, у СРЗП — на 0,8. Незначительно вырос рейтинг только у ЛДПР (+0,9). Эксперты предполагают, что это связано с уходом из жизни бессменного лидера партии — Владимира Жириновского, чья смерть взбудоражила общественность.
«Все партии сейчас пытаются нащупать свою нишу в этой новой политической реальности. Коммунистам, которые давно составляют главную оппозицию по социальным вопросам, пришлось и во внешней политике занять более радикальную позицию, чем у действующей власти. От них часто сейчас можно услышать, что СВО [специальную военную операцию] надо вести более активными методами, не стесняться. ЛДПР лишилась своего лидера, СРЗП пытается раскручивать кандидатуру Захара Прилепина, но пока его рейтинги оставляют желать лучшего. „Новым людям“ в условиях такой повестки противостояния довольно сложно продвигать свою миролюбивую риторику. Эта партия с уклоном в сторону экономического развития пока не может встроиться в новую реальность», — резюмирует политолог Евгений Минченко.
Единственная партия, активно использующая антивоенную риторику в своей предвыборной программе — «Яблоко». Однако она не представлена на губернаторских выборах и достаточно скромно участвует в избирательных кампаниях на других уровнях. К московским муниципальным выборам, на которые партия сделала в этом году особенную ставку, из 179 выдвиженцев был допущен только 151 человек. Переломным моментом для многих кандидатов стал арест Алексея Горинова, депутата Красносельского округа Москвы от партии «Яблоко». Суд признал его виновным по части 2 статьи 207.3 УК РФ (публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о вооруженных силах) и приговорил его к семи годам лишения свободы.
Административные и уголовные дела в рамках избирательной кампании 2022 года стали чаще использоваться для борьбы с политическими оппонентами. Юридический проект «Сетевые свободы» зафиксировал как минимум 85 эпизодов давления на независимых кандидатов — большая их часть (53 дела) приходится на Москву. Чаще всего политиков и общественников привлекали по статье 20.3 КоАП (публичное демонстрирование запрещенной символики — к примеру, логотипа проекта «Умное голосование» оппозиционного политика Алексея Навального). Это пока что единственное административное правонарушение, ограничивающее возможность участия в выборах в течение года. Новый закон о дискредитации Вооруженных сил России (статья 20.3.3. КоАП) тоже стал инструментом давления на независимых кандидатов, хотя использовался правоохранительными органами реже.
В целом, по оценке политолога Евгения Минченко, внешнеполитическая ситуация отразилась в избирательной кампании этого года достаточно поверхностно. Большинство кандидатов, пытающихся встроиться в новостную повестку, не шли дальше обыгрывания литер Z и V в своих слоганах на агитационных брошюрах и билбордах.
«ЕР продвигает волонтерскую деятельность на территории ЛДНР, но сказать, что это стало стержнем кампании — нельзя. Наиболее активно проблематику специальной военной операции использует Александр Бречалов в Удмуртии и Максим Егоров в Тамбовской области, но складывается такое впечатление, что это происходит из-за нехватки содержательной повестки по региональной тематике», — полагает Минченко.
Избирательная кампания врио главы администрации Тамбовской области Максима Егорова пестрит отсылками к российскому участию в вооруженном конфликте на Украине. Так, еще в марте глава региона призвал пользователей соцсетей размещать на своих аватарах символ V, в котором соединены георгиевская лента и триколор. Флешмоб, открытый политиком, сопровождался хештегами #силаVправде и #ZaМир. Сам Егоров последовательно выражал поддержку российской армии и в течение избирательной кампании неоднократно встречался с семьями военнослужащих, погибших на Украине.
Выборы состоятся и в приграничных с Украиной регионах. Как рассказал RTVI глава белгородского избиркома Игорь Лазарев, хоть районы, в которых будут проходить голосование, далеки от границы и боевых действий, повышенные меры безопасности будут введены и для комиссий, и для избирателей.
Ожидания и прогнозы
Все опрошенные RTVI политологи едины во мнении, что активность избирателей в этом году будет ниже обычного, при том что явка выше 50% в принципе для России явление достаточно редкое и свойственное определенным регионам — Дагестану, Чечне. Частичный переход к электронному голосованию едва ли существенно отразится на электоральной активности россиян. Вероятно, это понимают и люди в избиркомах. В этом году за участие в дистанционном голосовании (ДЭГ) избиратели смогут вновь получить подарки от партнеров Единого дня голосования. Акция «Миллион призов», обкатанная на прошлых выборах, вновь будет доступна для москвичей.
«Выборы сегодня — это тест-драйв для административной системы: как не наделать ошибок в ходе мобилизации, не поссориться со своими избирателями, не создать контрпродуктивной повестки. Событие в большей степени административное, чем электоральное, — резюмирует политолог Михаил Виноградов. — Недовольные скорее демобилизованы и деморализованы и бой власти в 2022 году давать не готовы. Показатели оппозиции могут быть ожидаемы там, где у власти совсем проблемные кандидаты (например, на выборах главы Удмуртии), но на победу она особенно не рассчитывает даже там».
Политолог Евгений Минченко тоже убежден, что сюрпризов эти выборы не принесут. По его прогнозу, «Единая Россия» улучшит результаты пятилетней давности во всех регионах, где раньше проходил Единый день голосования.
«Классическая стратегия — сушка явки и привод на выборы лояльных избирателей. Из интересного: можно понаблюдать за московской муниципальной кампанией. В Удмуртии достаточно неустойчивая позиция у действующего главы, который идет на второй срок. В Свердловской области яркая кампания противостояния регионального патриотизма и московских информационных элит. Евгений Куйвашев против журналиста Владимира Соловьева. Основной прогноз такой — все будет двигаться по инерционному сценарию».