Исходя из предварительного подсчета голосов на выборах в Конгресс США, Республиканская партия, вероятно, получит большинство в Палате представителей (нижняя палата Конгресса). При этом Демократическая партия все еще может сохранить контроль над верхней палатой Конгресса — Сенатом. Учитывая низкий рейтинг президента Джо Байдена и экономические трудности США, от республиканцев ожидали победы с большим перевесом, поэтому даже их большинство в Палате представителей трактуется не как триумф, а как осечка, в которой винят в том числе бывшего президента Дональда Трампа.
1. Республиканцы, скорее всего, получат большинство в Палате представителей
Республиканская партия сможет получить большинство кресел в Палате представителей, прогнозирует The New York Times (NYT). По состоянию на 16:00 (мск), республиканцы получили 207 мест в Палате представителей, демократы — 189 (победители в борьбе за оставшиеся 44 мест пока не определены). В Сенате республиканцы и демократы контролируют по 48 мест. NYT прогнозирует победу республиканцев в нижней палате с вероятностью 83% и прочит им контроль над 224 креслами. В Сенате большинство получат демократы с вероятностью 66%, предполагает NYT.
В обновленном составе Палаты представителей, который соберется впервые в январе следующего года, скорее всего, появится новый спикер — Кевин Маккарти. Республиканцы смогут блокировать инициативы демократов и контролировать повестку дня в этой палате. «Очевидно, что мы заберем себе Палату представителей», — сказал Маккарти, комментируя предварительные результаты выборов.
Победа республиканцев в Палате представителей обернется жесткими межпартийными противоречиями из-за намерений республиканцев расследовать деятельность Байдена и его семьи — в частности, сына президента Хантера Байдена. Кроме того, у демократов и республиканцев есть противоречия по поводу того, куда должны быть направлены государственные средства. Маккарти, в частности, заявлял, что власти должны сократить расходы на соцпрограммы демократов.
Что касается Сената, то исход борьбы за эту палату до сих пор не определен. Не исключено, что победитель будет выявлен только в декабре — после проведения дополнительных сенатских выборов в Джорджии, где ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемые для победы в этом штате 50% голосов. При равенстве мест в Сенате решающий голос останется у вице-президента из Демократической партии Камалы Харрис.
Так называемые «промежуточные выборы» в Конгресс (парламент) США проводятся раз в четыре года и выпадают на середину четырехлетнего президентского срока. На кону — 470 мест в Конгрессе, из которых 435 мест приходится на Палату представителей, 35 — на Сенат. Сейчас демократы имеют в Палате представителей 220 кресел, республиканцы — 212, еще три свободны из-за смерти конгрессменов.
2. Позиции Трампа пошатнулись
Хотя республиканцы упрочили свои позиции в Конгрессе, их преимущество, скорее всего, окажется более скромным, чем ожидали аналитики, и не таким, какого исторически добивались партии-оппоненты президента. Так, с 1934 года партии в оппозиции к президенту получали по итогам промежуточных выборов в среднем 28 дополнительных кресел в Палате представителей. Как следует из прогнозов NYT, республиканцев получат всего 12 кресел. И это при том, что работу Байдена одобряют 41% американцев (не одобряют — 55%), в США фиксируются рекордные темпы инфляции, а эксперты предсказывают наступление рецессии в ближайшие 12 месяцев. «Партия президента почти всегда теряет места на промежуточных выборах и масштабы этих потерь, как правило, можно предсказать по рейтингу одобрения президента и состоянию экономики. Исходя из этих показателей, ожидаемым результатом выборов должен был стать разгром [демократов] республиканцами», — отмечает политолог Ричард Ханнания.
Тот факт, что республиканцы не смогли реализовать свой потенциал, ослабит позиции в партии Дональда Трампа. Тем более, что многие кандидаты-республиканцы, близкие к бывшему президенту, не смогли пройти в Конгресс. Например, в Джорджии бывший игрок в американский футбол и союзник Трампа Гершель Уокер не смог одолеть в борьбе за сенатское кресло демократа Рафаэля Уорнока. Политиков ожидает второй тур. При этом в той же Джорджии Брайан Кемп, который подвергал Трампа жесткой критике из-за его попыток опротестовать итоги выборов 2020 года, уверенно победил в борьбе за пост губернатора. Потерпела поражение и другая союзница Трампа — журналистка Кэри Лэйк, избиравшаяся на пост губернатора Аризоны. В Мичигане сторонница Трампа Тюдор Диксон также потерпела неудачу на выборах губернатора.
Уверенную победу одержал возможный конкурент Трампа за номинацию на пост президента от республиканцев — Рон ДеСантис. Он был избран губернатором Флориды с перевесом в 20 процентных пунктов, тогда как сам Трамп на президентских выборах 2020 года в Джорджии опередил своего соперника Джо Байдена всего на три процентных пункта. «Самым очевидным победителем промежуточных выборов, без сомнения, стал губернатор Рон ДеСантис, одержавший сокрушительную победу в штате Флорида <…>. Самый большой неудачник? Это Дональд Трамп, чьи тщательно подобранные кандидаты-лоялисты не смогли одолеть уязвимых демократов в ряде штатов. В очередной раз бывший президент, возможно, стоил республиканцам контроля над Сенатом в год, когда они находились в выигрышной позиции», — пишет Лиз Пик, колумнист Fox News.
Трамп остается фаворитом республиканцев, но его положение больше не кажется незыблемым, констатирует Politico. <ывший президент предупредил, что ДеСантис не должен выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах, иначе он может пожалеть об этом решении. «Если он будет выдвигаться, то может очень сильно об этом пожалеть. Не думаю, что это пойдет на пользу партии@, — сказал Трамп, добавив, что знает о нем много «нелицеприятной информации».
Комментируя свое возможное участие в выборах 2024 года, Джо Байден отметил, что собирается баллотироваться на новый срок, но примет окончательное решение в начале следующего года. «В конечном счете это семейное решение. Я думаю, что все хотят, чтобы я баллотировался, но мы собираемся обсудить это [подробнее], и я не вижу необходимости в спешке <…>», — сказал он.
3. Исход выборов вряд ли повлияет на позицию США по военным действиям на Украине
Перед выборами украинские власти высказывали опасения, что победа республиканцев на выборах в Конгресс может привести к ограничению поддержки Киева. Поводом для тревог послужили высказывания ряда республиканцев. Например, 18 октября их лидер в Палате представителей Кевин Маккарти сказал, что его партия будет проверять, насколько обоснованы затраты на Украину. Американцы сталкиваются с 13-процентным повышением цен на продукты, удвоением счетов за энергию, высокой иммиграцией и опиоидной эпидемией, и Украина — «это последнее», о чем они будут думать в такой ситуации, сетовал в разговоре с новостным порталом Axios конгрессмен-республиканец Келли Армстронг. В мае против пакета помощи Украине стоимостью $40 млрд проголосовали 57 республиканцев в Палате представителей и 11 республиканцев в Сенате.
Тема конфликта на Украине вряд ли была определяющей для большинства американцев, когда они делали выбор в пользу одной или другой партии, считает профессор стратегических исследований Университета Сент-Эндрюс Филипп О’Брайен. В то же время поражение сторонников Трампа на выборах снизит влияние изоляционистского крыла республиканцев, призывающих отозвать поддержку Украине, полагает эксперт. «Поддержка Украины со стороны Демократической партии выглядела солидной [и до выборов], а теперь [после неуверенного выступления республиканцев] должно усилиться и проукраинское крыло Республиканской партии <…>», — отметил О’Брайен. Важным фактором, способным укрепить двухпартийный консенсус вокруг поставок помощи Киеву, является продолжение активных наступательных действий украинской армии, отмечал в преддверии выборов эксперт Брукингского Института в Вашингтоне Скотт Андерсон.
Согласно опросу аналитического центра Chicago Council on Foreign Affairs (выборка — 3,106 человек), 58% американцев выступают за предоставление все новой помощи Украине, даже если это негативно отразится на их благосостоянии. И хотя среди демократов поддержка Украины выше (58%), среди республиканцев она составляет 50%.