Свой 32-й День независимости Армения встречает массовыми протестами. Они не прекращаются с тех пор, как 19 сентября Азербайджан начал массированную атаку на Нагорный Карабах, которая спустя сутки завершилась капитуляцией Арцаха (армянское название непризнанной Нагорно-Карабахской республики. — Прим.RTVI). Пока тяжелая артиллерия, танки и авиация наносили удары по Степанакерту, премьер-министр Армении Никол Пашинян приказал своей армии не вмешиваться в боевые действия, которые при худшем сценарии грозили повторением кровопролитной войны 2020 года. Эхо Карабаха быстро докатилось до Еревана, где уже к вечеру разгневанные жители начали собираться на площади Республики, а также у стен посольства России. Корреспондент RTVI наблюдал за тем, как толпа пыталась штурмовать здание правительства, а оппозиция развернула кампанию за отставку Пашиняна.

“Никол — предатель!”, “Арцах!”, “Борьба!” — такие возгласы чаще всего звучат в эти дни под стенами Дома правительства Армении. Эти стены из нежно-розового туфа за годы независимости республики, которая отмечается 21 сентября, повидали немало протестных акций. В 2020 году, когда Пашиняна объявили виновным в “сдаче Арцаха” во Второй карабахской войне, продлившейся 44 дня, на площади Республики уже раздавались громкие призывы к отставке премьер-министра.

Сейчас картина повторяется. Спустя несколько часов после того, как из Степанакерта начали приходить тревожные вести о бомбардировках, у здания правительства на площади Республики начался митинг. Люди держали в руках плакаты с портретами раненых в боях с азербайджанцами. Повсюду мелькали надписи “Арцах — это Армения”, “Остановите геноцид”, “За Арцахом последует Сюник (провинция на юге Армении, граничащая с Нахичеванской автономной областью Азербайджана. — Прим.RTVI)”.

Демонстранты требовали от властей признать независимость Карабаха и отказаться от любых переговоров с Баку. Довольно скоро в толпе показались известные политики, поспешившие оседлать волну народного гнева. Так, на митинг прибыл кандидат в мэры Еревана, лидер оппозиционного блока «Мать Армения» Андраник Теванян. Он призвал граждан выйти на площадь и “осуществить смену власти”, а сотрудников полиции — присоединиться к протестующим и не применять силу против народа.

“В Армении должно быть сформировано временное правительство. Мы намерены создать комитет, который станет координировать все действия общества! Вместе мы реализуем те изменения, которых ждет наш народ”, — говорил Теванян.

Стражам порядка, образовавшим кордон перед стенами Дома правительства, приходилось выслушивать упреки от соотечественников. “Власть нас всех предает! Она против армянского народа. Во имя будущего своих детей не поддерживайте режим Пашиняна!” — отчитывал пожилой ереванец омоновцев, выставивших перед собой символическое заграждение в виде щитов (сколь бы то ни было серьезной амуниции у них не наблюдалось).

Александр Патрин / ТАСС

Демонстрация, на которую многие даже пришли с детьми, поначалу проходила мирно. Но до позднего вечера никто из представителей кабмина так и не вышел к протестующим — при том, что сам Пашинян находился в стране. Даже на главное дипломатическое событие года — сессию Генассамблеи ООН — премьер не полетел лично, а отправил в Нью-Йорк министра иностранных дел Арарата Мирзояна.

К вечеру обстановка начала накаляться. Митингующие попытались опрокинуть полицейский кордон и прорваться к зданию правительства. Тогда полиции пришлось применить светошумовые гранаты и другие спецсредства. Среди протестующих десятки человек получили ранения. Несколько раз силовики отбивали попытки штурма.

К митингу присоединились члены инициативы “Свободный Арцах — глас армян” (“Айакве”) и партии Армянская Революционная Федерация “Дашнакцутюн”. Аветик Чалабян из “Айакве” призвал устроить столь грандиозную демонстрацию, которая сумела бы “парализовать весь город”.

Протестующие начали собираться и перед зданием посольства России. На улице Лусаворича, что неподалеку от мэрии и в пятнадцати минутах ходьбы от площади Республики, появились даже представители правящей партии “Гражданский договор” Никола Пашиняна. Там была и известная политик Мане Тандилян из партии “Страна для жизни” — еще одна претендентка на кресло столичного мэра.

Демонстранты развернули перед посольством флаг НКР. Россию и ее миротворцев, которые в эти часы занимались эвакуацией мирных жителей Карабаха (позже стало известно о гибели нескольких российских военнослужащих в результате обстрела), обвиняли в “бездействии” и “предательстве”. Через некоторое время между протестующими и полицией начались стычки. В это время источники агентства ТАСС передавали изнутри дипмиссии, что дипломаты не могут выйти из здания — заблокированным оказался даже запасной выход. Однако их семьи находились по домам, им ничего не угрожало. Только под утро ситуацию удалось взять под контроль, и посольство разблокировали.

Не остались в стороне и армянские спортсмены. Экс-капитан сборной Армении по футболу, игрок миланского “Интера” Генрих Мхитарян в соцсетях обратился к мировому сообществу и своим фанатам.

«Азербайджан вновь начал войну против Нагорного Карабаха, атакуя мирных жителей и гражданские здания после девятимесячной блокады и создавая гуманитарный кризис. Это называется геноцид, как мне объяснили эксперты. Я призываю своих болельщиков, мировой спорт и медийных личностей обратить внимание на это, чтобы помочь восстановить мир», — написал Мхитарян.

Российский теннисист армянского происхождения Карен Хачанов также написал в соцсети о нападении Баку на Арцах и опубликовал две фотографии. Одну — с митинга в поддержку НКР в Ереване, а вторую — из самого Нагорного Карабаха, на которой видны разрушения в результате артиллерийских обстрелов.

Хотя драматичные события происходили в разгар рабочей недели, это не остановило ереванцев. Массовые демонстрации на площади Республики продолжились и на следующий день — 20 сентября. По оценкам корреспондента RTVI (и местных правоохранителей), там собрались около двух-трех тысяч человек.

Как рассказал журналистам представитель верховного органа АРФ “Дашнакцутюн”, депутат парламента Ишхан Сагателян, политические силы, участвующие в акциях протеста, провели обсуждение в офисе партии. По его словам, в них приняли участие около 30 политических сил. Они приняли решение создать “структуру, которая будет координировать все действия по отстранению от власти действующего режима”. Удастся ли оппозиции инициировать процедуру импичмента в отношении Пашиняна, покажут ближайшие дни.

К вечеру сцена у Дома правительства повторилась: демонстранты потребовали от оппозиции более решительных шагов, после чего снова принялись закидывать полицейских, стоявших цепью возле здания правительства, камнями, бутылками и яйцами. Полиция пригрозила применить спецсредства и начала задерживать нарушителей порядка, что переросло в новую волную столкновений.

Narek Aleksanyan / EPA / TASS

Протестующие решили на расходиться и провели ночь на площади Республики. Она пока не превратилась в “ереванский майдан”, однако глава блока «Мать Армения» Теванян объявил протест круглосуточным — его партия установила на перед зданием правительства первые палатки.

21 сентября оппозиционеры отправились к военному пантеону «Ераблур» на окраине Еревана, где похоронены погибшие в сражениях в Карабахе. На вечер анонсирован очередной митинг.

Сам Никол Пашинян в этот день поздравил соотечественников с Днем независимости.

«Сегодня мы живем в трудные времена, испытываем невыразимые физические и психологические страдания. Однако важно понимать, почему мы должны пройти по этому пути испытаний. Сказать, что во имя независимости — значит сказать хотя большую, но не самую важную часть правды. Потому что независимость, какой бы высокой целью она ни была, на самом деле является средством достижения еще более высокой цели. Речь идет о счастье наших будущих поколений”, — заявил премьер, чье обращение появилось на сайте кабмина.

По словам Пашиняна, которые вряд ли попытались бы оспорить даже его критики, больше всего Армении нужен мир. “Вовсе не нужно путать мир с перемирием или прекращением огня. Мир — это среда, свободная от конфликтов, межгосударственных, межэтнических конфликтов», — пояснил Пашинян.

А в это самое время президент Азербайджана Ильхам Алиев принимал в Евлахе делегацию из Карабаха, чтобы обсудить будущую “реинтеграцию”. В Армении называют это иначе — капитуляцией.

Пока даже армянские эксперты не дают прогнозов о том, как будут дальше развиваться события. Несомненно лишь одно: развиваются они стремительно. А пока Ереван ожидает еще одна горячая ночь.

Ани Мшецян, Ереван, Екатерина Забродина