Фонд борьбы с коррупцией опубликовал новое расследование. По данным команды Алексея Навального, за последние три года главный редактор RT Маргарита Симоньян и ее муж, ведущий программы «Международная пилорама» на НТВ Тигран Кеосаян, заработали 720 миллионов рублей. В этом им помогли несколько фирм-посредников и государственная реклама. Подробности расследования — в истории RTVI.
UPD. Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального рассказал, что Маргарита Симоньян, Тигран Кеосаян и их родственники получили почти 46 миллионов рублей за работу над созданием фильма «Крымский мост. Сделано с любовью!». При этом общий бюджет картины был 100 миллионов рублей, деньги на нее выделил Фонд кино. Также создатели фильма получили еще 54 миллиона рублей в виде гранта от Фонда развития кинематографии, образования и культуры. ФБК отмечает, что эти средства организации выделил бизнесмен Аркадий Ротенберг.
В расследовании говорится, что еженедельную «Международную пилораму» снимает не сам НТВ, а студия Кеосаяна «Голд Вижн». Телеканал же программу просто покупает. По данным ФБК, ценник одного выпуска — 3,4 млн рублей. В среднем в год выходит около 35 выпусков, а значит, отмечает фонд, «Голд Вижн» получает от «Газпром-медиа», которому принадлежит НТВ почти 120 млн рублей за год.
При этом на съемку одного эпизода компания тратит не больше 370 тысяч рублей. По данным ФБК, программу для «Голд Вижн» создают штатные сотрудники RT, в студии и на оборудовании телеканала.
Кроме того, Симоньян не только предоставляет мужу возможности для съемки, но и непосредственно участвует в жизни передачи. По данным ФБК, она является художественным руководителем «Международной пилорамы» и зарабатывает на этой должности 77 миллионов рублей в год. В то же время Кеосаян как ведущий зарабатывает в среднем 74 миллиона.
Согласно расследованию, это не единственный источник их дохода. Как утверждает фонд, в период с 2017 по 2020 авиакомпания «Аэрофлот» потратила больше миллиарда рублей на закупку рекламы в «Международной пилораме» и шоу Ларри Кинга на RT. При этом каждый раз контракт заключался с одним и тем же рекламным агентством «Инвенто».
По документам, им руководит некая девушка из Троицка. Навальный, в свою очередь, называет «Инвенто» «карманным рекламным агентством Маргариты Симоньян», а руководителя — номинальным. По данным ФБК, с каждого госконтракта агентство забирает себе примерно 60%. При этом никакого специального контента для «Аэрофлота» оно не производит — все ролики и баннеры для видео авиаперевозчик делает сам.
Помимо этого, в 2017-2019 годах «Аэрофлот» заплатил «Инвенто» 398 миллионов рублей за «информационное сопровождение» — телесюжеты об авиакомпании. Они размещались в том числе в эфире телеканала «Россия» через компанию «Центр политических стратегий». Раньше она принадлежала ведущему программы «Вести», пресс-секретарю предвыборного штаба Путина, а также близкому другу Симоньян Андрею Кондрашову, отмечает ФБК.
В расследовании упоминают еще два рекламных агентства, которые участвуют в схеме заработка: «Марскеос» и «Колизеум». Последнее, утверждает ФБК, принадлежит Кеосаяну. Оно оказывало пиар-услуги оргкомитету ЧМ-2018 (+ 209 млн рублей), а также купило автомобиль Cadillac Escalade, которым пользуется Симоньян. ФБК отмечает, что одновременно с этим Симоньян сдает машину в аренду RT. Другие клиенты «Колизеума» — олигарх Виктор Вексельберг (+ 71 млн рублей) и «Сколково» (+ 50 млн рублей).
У агентство «Марскеос», по данным ФБК, всего один клиент — фонд помощи ветеранам ФСБ и семьям погибших сотрудников «Безопасность и законность». С января 2018 года фонд ежемесячно платит «Марскеосу» 8,3 миллиона рублей за «непрерывное пиар-сопровождение деятельности МВД РФ».
По данным ФБК, выгоду от работы обоих агентств получают не только Кеосаян и Симоньян. Так, отмечает фонд, младший сын первого заместителя руководителя администрации президента Алексея Громова Данила получил от «Марскеоса» и «Колизеума» зарплату в 3,1 миллиона рублей. Старший сын чиновника Алексей также связан с Симонян — он руководит изданием RT «Куб».
По словам Навального, расследование основано на финансовых и бухгалтерских данных, которые ФБК получил на почту для конфиденциальных сообщений. Сотрудники фонда предполагают, что анонимный источник связан с бухгалтерией и аудитом «бизнес-империи» Симоньян-Кеосаян. При этом ФБК утверждает, что все данные были тщательно проверены и оказались достоверными на все 100%.