Реклама
Истории
18:32
25 Сентября 2019 г.
«Иногда вам придется быть на голову выше мальчишек, чтобы отстоять себя»: как девушки в России становятся пилотами
Поделиться:

«Иногда вам придется быть на голову выше мальчишек, чтобы отстоять себя»: как девушки в России становятся пилотами

Фотография:
Кристина Бражникова / ТАСС

В конце августа Bloomberg опубликовал результаты исследования, которое провел международный трэвел-портал FromAtoB.com. Специалисты подсчитали, сколько пилотов работает в 45 ведущих авиакомпаниях мира, и какой процент от их числа составляют пилоты-женщины. Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» оказалась на 11-м месте с гендерным разрывом в 98,6%: в компании работает 4,2 тысячи пилотов и только 58 из них — женщины.


Сегодня около 42,7 тысяч гражданских пилотов по всему миру — женщины. По данным последних статистических исследований, это составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов. Несмотря на то, что впервые женщина получила летную лицензию 110 лет назад, многие до сих пор уверены, что пилот — не женская профессия. RTVI поговорил со студентками российских авиационных вузов и расспросил их о том, почему они решили стать пилотами, и мешает ли им этот стереотип идти к своей цели.

RTVI также пытался связаться с курсантками Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков — единственного российского вуза, после обучения в котором девушка может стать военным летчиком. К моменту публикации материала представители Минобороны России не ответили на запрос.

1/6

Дарья Зуева, 5 курс СПБГУГА

(СПБГУГУ — Санкт-Петербургскогий государственный университет гражданской авиации)

Когда в 10-м классе нужно было определяться тихонечко с ЕГЭ и выбирать, куда проступать, я уже понимала, что мне нужна техническая профессия. И тогда я подумала: почему бы не попробовать себя в роли летчика или космонавта?

Помню, подхожу к родителям и говорю, что хочу в космос. Сначала все впали в ступор: «Как это так, дочь?! Давай хотя бы поближе к земле, давай хотя бы самолетами будешь управлять». Я согласилась и начала готовиться на пилота, а мама уговорила на всякий случай сдать ЕГЭ по географии, чтобы, если что, поступить в Гидрометеорологический.

Когда на сайте СПБГУГА появились списки поступивших, я поняла, что не прохожу, и отнесла документы в Гидрометеорологический. Ходила вся такая «в депрессии», а потом узнала, что в тех списках была ошибка. В последний день подачи оригиналов я приехала в Гидромет и с боем забрала оттуда свои документы. Они говорили, что не отдадут мне их, потому что меня уже зачислили. Но я там чуть ли не в истерике кричала: «Отдайте мне мои документы, я хочу управлять самолетами!» Они сдались, и в последние 10 минут я занесла документы в Университет гражданской авиации.

Все люди разные и, конечно, есть те, кто говорит: «Девушкам не место в авиации! Ваше дело рожать детей и варить супы». У меня есть один преподаватель, который на полном серьезе считает, что мы все (нас, девочек, пятеро в группе) поступили сюда, чтобы потом обязательно выйти замуж за пилота. Я слушаю его и думаю, насколько же это нелогично: необязательно же работать пилотом, чтобы найти себе мужа-пилота. А есть те, кто, наоборот, поддерживает. Они обычно говорят: «Девчонки — они такие ответственные, умные, точно все знают, точно все выучили!» Желают нам удачи.

Со мной вместе учится моя подруга, мы с ней всегда были в полном восторге от истребителей и того, как с ними умеют обращаться военные летчики. Как-то у нас даже промелькнула мысль: «А что, если переметнуться: поехать в Краснодар и начать все заново?» Но потом решили, что надо все же довести дело до конца. А еще у меня не настолько идеальное здоровье, как хотелось бы. Боюсь, я бы там даже медкомиссию не прошла.

2/6

Дарья Рябова, 1 курс СПБГУГА

Сложно сказать, когда именно я осознала, что хочу стать пилотом: эта мысль, так или иначе, была со мной с самого детства. Когда я первый раз в жизни поднималась по трапу в самолет, я очень боялась лететь, а потом вдруг заметила в кабине двух пилотов. Они мне помахали. Этот простой жест помог мне расслабиться и успокоиться.

Когда мы прилетели, экипаж проходил паспортный контроль рядом с пассажирами, и я снова встретилась с «моими» пилотами. Должно быть, они меня вспомнили, потому что один из них спросил: «Ты в первый раз летела?» Я ответила, что да, и улыбнулась, а пилот тогда сказал: «Раз понравилось, значит будешь летать всегда». Так и зародилась моя мечта, а потом переросла в цель — стать пилотом.

Какое-то время я даже задумывалась насчет военной авиации. Дело в том, что я сама из города летчиков — Жуковского. Здесь готовят летчиков-испытателей. Но в конце концов я решила не изменять романтике и свободе гражданской авиации. Каждый день я видела множество самолетов и часто задумывалась: «А как им там, выше всех?» Это мотивировало, вдохновляло — о других профессиях я даже не думала.

Хотя, не буду скрывать, иногда мне казалось, что я не справлюсь с такой ответственностью, что это просто не для меня. Сомнения возникали в основном из-за того, что все мои близкие не одобряли мой выбор: пытались отговорить, переубедить. Уверена, что они делали это из лучших намерений, но все же без поддержки пришлось тяжело. Громче всех против моих планов выступал отец, но моя упертость — это у нас семейное — взяла верх, и вот я здесь.

Всего, если не ошибаюсь, на первый курс в этом году поступило 240 специалистов и бакалавров вместе взятых, из них 12 девчонок. Во время поступления и отбора никто не обращает внимания на то, девочка ты или мальчик. Начиная с ЕГЭ и заканчивая ВЛЭКом (Врачебно-летная экспертная комиссия, необходимая для поступления), условия для всех одинаковые, ведь все мы будущие курсанты.

В начале года, правда, наш начальник курса сказал: «Иногда вам придется быть на голову выше мальчишек, чтобы отстоять себя». Единственные поблажки, которые нам делают, — это меньшее количество отжиманий на физической культуре, но думаю, тут нам просто повезло.

3/6

Студентка 3 курса УИГА

аноним летчица
Одна из абитуриенток во время посещения Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, 2017
Фотография:
Александр Рюмин / ТАСС

Имя не называется по просьбе героини

(УИГА — Ульяновский институт гражданской авиации)

Мне всегда нравились самолеты и чувство полета. Лет в 16 впервые появилось желание самой управлять этой сложной машиной, чувствовать ответственность за полет. Моя семья с удивлением, но без негатива отнеслась к моему рвению. Родители поддержали меня и помогли подготовиться: мы вместе выбирали вуз, собирали информацию про ВЛЭК. Думала, если не поступлю, пойду на геологический или географический факультеты МГУ.

Оказалось, что поступить не так уж и трудно, даже если ты девушка. Для этого нужно сделать все то же самое, что и молодому человеку: сдать ЕГЭ и пройти ВЛЭК. Физическую подготовку при поступлении давно отменили, а экзамены едины для всех. Правда, сейчас проходной балл на пилота быстро растет.

На моем курсе учится около 260 человек, среди них 12 девушек. Мне нравится учиться с ребятами: никто не гнобит и не подкалывает, все очень дружные. Преподаватели, конечно, относятся по-разному, но в целом тоже нормально. Есть те, кто считает, что это не женское дело, что девочкам не место в авиации, но таких немного. Некоторые относятся к нам чуть снисходительнее.

Но есть во всем обучении один большой минус — полное отсутствие практики! Вместо пяти лет многие учатся шесть или семь из-за очереди на полеты. После 3 курса у нас по учебному плану должна быть летная практика, но на деле ее нет. Только-только начинает летать половина 5-го курса, о нас и речи не идет. Это раздражает больше всего.

Почему так происходит? Я, конечно, не могу говорить от лица руководства вуза, но налицо проблема низких зарплат у инструкторов. Они просто не идут работать за такие деньги, из-за этого у нас дефицит пилотов-инструкторов. Казалось бы, у нас есть тренажеры-симуляторы — к нам на переучивание приезжают даже действующие пилоты. Но эти тренажеры так же далеки от нас, как и полеты.

Главное, Росавиация выделяет достаточно средств на практику, но все это где-то теряется. Например, по всей территории института установили безумное количество турникетов: на входе в учебные корпуса, в общежитиях, на КПП. На мой взгляд, в нашей ситуации поставить везде турникеты — это далеко не первоочередная задача.

Я бы перевелась, но без потери лет этого не сделать. В моем случае уже поздно — я быстрее дождусь полетов. Дело в том, что в России только два института, где учат на пилота гражданской авиации, в Санкт-Петербурге и Ульяновске. В Петербург перевестись можно только на первый курс. Ну, или можно пойти в среднее летное училище, там по плану 3 года 10 месяцев обучение, но я хочу получить сразу высшее образование.

Несмотря на трудности, я не собираюсь оставлять свою мечту. У меня есть определенная цель — стать пилотом, и я буду им во что бы то ни стало. А после выпуска постараюсь устроиться в одну из ведущих авиакомпаний России.

4/6

Александра Рустамова, 5 курс СПБГУГА

Сейчас мне 30 лет. Я пошла учиться на пилота, уже будучи мамой двоих детей, — дома в Москве меня ждут сыновья. Пока я сидела в декретах, поняла сразу несколько вещей. Во-первых, мне обязательно нужно работать: всю жизнь заниматься только детьми я не хочу. Во-вторых, эта работа должна быть чем-то нестандартным. Я хотела и развиваться в умственном плане, и не сидеть на месте.

А потом я увидела по телевизору репортаж про женщину-пилота Марию Уваровскую, которая работает командиром в «Аэрофлоте». Это стало тем самым толчком. Я сказала себе: «Иди и пробуй, возможно это твое». К тому же, меня всегда привлекали мужские профессии: водитель автобуса, водитель трамвая.

Но никакого сексизма в университете нет. Я бы даже сказала, что все рады видеть девчонок-пилотов. К нам относятся как к равным. Единственное, во время летной практики нам могут уделить немного больше внимания, чем парням, чтобы мы получше научились и поняли, что к чему.

Нас немного просто потому, что эта профессия непопулярна среди женского пола: она изначально мужская. Здесь очень жесткие требования по физическим показателям и постоянное моральное напряжение. Надо всегда держать себя в кулаке, быть собранной и принимать важные решения. Наверное, это девчонок и отталкивает.

К тому же, многие даже если и хотят идти на пилота, отказываются от этой идеи, когда все вокруг начинают их отговаривать: «Будет тяжело — это такая мужская профессия. Ты же не мужик!»

А вообще в последнее время девчонок все больше и больше на нашей специальности. Когда я поступала, для всех было в новинку, что в группе есть девчонка и даже не одна, а сейчас уже не так. Но я все-таки не считаю, что мы должны численно преобладать: профессия остается мужской и не надо об этом забывать.

Помню, перед первым одиночным вылетом без инструктора, я думала, что будет очень страшно: я одна и никто мне не поможет. Но на удивление страха не было абсолютно. Я полностью контролировала ситуацию. Осознание того, что я сама все делаю и у меня получается, — это очень круто.

5/6

Алина Сальникова, 2 курс СПБГУГА

В раннем детстве я даже не задумывалась о профессии пилота — мне очень нравились стюардессы! Каждый полет, помню, просто восхищалась этими красавицами, которые разносят еду. А потом мой друг поступил в Ульяновский институт на пилота, и я поняла, что тоже могу рассмотреть этот вариант. Я взвесила все за и против и поняла — да, я могу пройти на бюджет.

Мои родители с самого начала договорились не мешать мне в выборе профессии и просто не вмешивались. Я решила, что хочу попробовать, и они мне помогли: отвезли на ВЛЭК, помогли ее пройти. Я никогда не слышала от них ни слов упрека, ни каких-то отговорок, хотя мама и переживала за меня.

У меня еще не было летной практики, но уже начались профильные предметы, которые касаются непосредственно самолета, его конструкции и работы. Сейчас мы изучаем Cessna 172 и проходим приборное оборудование, практическую аэродинамику — это все безумно интересно.

На самом деле я очень часто задумываюсь о том, кем бы я стала, если не пилотом, но понимаю, что лучшей профессии для себя я бы не нашла. Я знаю о многих ее минусах, но все они кажутся мне незначительными. Раньше я думала, что большим недостатком является постоянное обучение — повышение квалификаций, практика на тренажерах, — но сейчас понимаю, что это даже плюс. Конечно, минусами профессии можно назвать ненормированный график и не совсем благоприятные условия для здоровья, но это тоже спорный вопрос.

У меня есть друзья, которые учатся на пилотов в военных академиях, но я понимаю, что это не мое. Быть гражданским намного лучше в том плане, что ты можешь быть уверен в завтрашнем дне, ведь завтра тебя не отправят в горячую точку. А еще тут ты всегда можешь отказаться от вылета. Так что, летать на истребителях, конечно, прекрасно, но не для меня.

У меня в группе есть две девушки, помимо меня. Всего нас восемь на курсе, парней — человек 50. Несмотря на это, мы тут все равны, одногруппники нас уважают. Никаких трудностей нет. Но мне все равно всегда хочется показать всем: несмотря на то, что я девушка, я тоже могу, я тоже умею. Не хочется ударять в грязь лицом.

6/6

Зарина Имашева, 2 курс УИГА

Я с детства мечтала стать военным, работать связистом. Мне нравились профессии, где девушке нужно не только красиво выглядеть, но и брать все в свои руки и идти вперед. Я точно знала, что моя будущая профессия будет связана именно с рисками, преодолением себя, становлением сильнее и победой над страхами. У меня сильный характер, и я готова к любым испытаниям — мне это даже нравится.

Мой дядя работает пилотом. Когда он узнал, что я хочу поступать на военного, то удивился и предложил пойти в гражданскую авиацию, потому что это безопаснее. До того дня я даже не знала, что девушки могут работать пилотами, но сердце подсказало — это именно то, что мне необходимо. Я ни разу не пожалела о своем выборе.

В нашем институте есть определенные правила — соблюдение режима дня, обязательные построения, наряды, уборка территории. К двум последним девушки не привлекаются, но в образовательном процессе мы равны. Мы все (и парни, и девушки) понимаем, что в будущем на наших плечах будет лежать ответственность за жизни многих людей.

Мне кажется, в современном мире нет деления профессий на женские и мужские. Выбрать именно то, к чему лежит душа, — это личное дело каждого, а пол совсем не имеет значения. Надо идти туда, куда действительно хочешь и где сможешь проявлять свой талант и умения.

Сейчас мужчины работают визажистами, стилистами, дизайнерами... Если подумать, кто тогда пойдет защищать родину и управлять воздушными судами, если не девушки?