Британская газета Financial Times выяснила, что на фоне скандала вокруг «Ведомостей» из сделки по покупке издания вышел бизнесмен и управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. Об этом FT со ссылкой на источник написала 29 апреля.
UPD. В интервью «Открытым медиа» совладелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев сказал, что сделку по продаже издания отложили из-за коронавируса, но не отменили. Он отказался комментировать информацию Financial Times об отказе Голубовича покупать издание.
«Конфликт из-за цензуры вверг ведущую деловую газету России в кризис, в результате либо она может оказаться под контролем Кремля, либо может развалиться сделка по ее продаже, из-за чего газета окажется на грани банкротства», — написала Financial Times о нынешней ситуации в «Ведомостях».
О том, что Голубович пригрозил выйти из сделки, впервые 23 апреля сообщили Forbes и The Bell. По данным изданий, бизнесмен составил письмо, в котором перечислил причины возможного отказа от покупки: среди них он отметил, например, масштабы конфликта редакции с и.о. главреда Андреем Шмаровым и влияние ситуации на авторов. Кроме того, по мнению Голубовича, неясна и финансовая сторона вопроса — сейчас сложно найти инвесторов, готовых вложиться в издание. «Причины конфликта я оценивать сейчас не хочу, но нежелание урегулировать конфликт очевидно связано с интересами конкретных медиа-менеджеров», — подчеркнул бизнесмен в письме.
Перемены в редакции «Ведомостей» начались 17 марта — тогда бывшие владельцы Демьян Кудрявцев, Владимир Воронов и Мартин Помпадур объявили о продаже 100% акций компании «Бизнес Ньюс Медиа» — издателя газеты. К тому времени Кудрявцев не владел долей в издании уже больше года. Новыми собственниками «Ведомостей» должны были стать Голубович и и глава издательского дома «Версия» Константин Зятьков. При этом сам Голубович в разговоре с «Открытыми медиа» говорил, что в сделке не участвует, из-за чего издание предположило, что сделка могла сорваться.
В конце марта стало известно о конфликте редакции «Ведомостей» с новым исполняющим обязанности главреда. Как рассказали сотрудники издания, Шмаров потребовал удалить колонку экономиста Константина Сонина о главе «Роснефти» Игоре Сечине. Как уточнили «Ведомости», до этого ни один материал из рубрики «мнения» не удаляли.
После этого Шмаров запретил редакции ссылаться на результаты исследований общественного мнения «Левада-центра» и писать в негативном ключе об обнулении сроков президента Владимира Путина. Как уточнил шеф-редактор «Ведомостей» Дмитрий Симаков в беседе с FT, исполняющий обязанности главреда лично сказал ему, что этот ультиматум поступил из Кремля. Источник в редакции «Ведомостей» в разговоре с Wall Street Journal предположил, что к назначению Шмарова не причастны ни нынешние, ни будущие владельцы — по его мнению, российские власти воспользовались переходным периодом в газете, чтобы посадить туда своего ставленника.
Того, что «Ведомости» лишатся независимости от позиции властей, опасаются как сотрудники самой редакции, так и FT и WSJ. В апреле журналисты издания выпустили критическую заметку о Шмарове, в которой призвали сменить главного редактора. «Лишившись репутации, „Ведомости“ станут еще одним зависимым и управляемым медиа», — написали они. Зарубежные газеты же назвали нынешнюю ситуацию в редакции наступлением на независимость СМИ.
Financial Times и Wall Street Journal стояли у истоков «Ведомостей», обоим изданиям принадлежало по 33% акций газеты. Оставшаяся часть была у российского издательского дома Sanoma Independent Media. В 2015 году американская и британская газеты были вынуждены отказаться от владения акциями «Ведомостей» из-за нового закона, который запрещает иностранцам владеть больше чем 20% акций российского издания.