Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Украиной резолюцию о милитаризации Крыма и акваторий Черного и Азовского морей. Главные вопросы — рост российского военного присутствия в регионе: поставки оружия, проведение многочисленных учений, а также вооруженный конфликт в Керченском проливе. О заявлениях, которые прозвучали на пленарной сессии Генассамблеи ООН, и их возможных политических последствиях, — в материале Андрея Ежова.
Резолюция Генассамблеи ООН о милитаризации Крыма на русском языке занимает всего две с небольшим страницы. Но этого хватило, чтобы изложить девять пунктов главных опасений Украины. Больше всего в Киеве обеспокоены присутствием российских войск и вооружений в Крыму, строительством Крымского моста и захватом украинских моряков в Керченском проливе. Авторы документа уверены, что эти действия Москвы противоречат суверенитету Украины и подрывают безопасность в Европе.
В итоге резолюцию поддержали 66 государств, еще 72 члена ООН не стали голосовать. Реакция России на утверждение документа оказалась предсказуемой. Впрочем, риторика в этих политических вопросах не меняется уже почти пять лет.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Авторами текста резолюции кроме США и Украины стали страны Евросоюза, а также Австралия, Турция, Норвегия и Молдова. Официальный Киев не склонен недооценивать юридическую значимость утвержденного ООН документа: украинский президент Петр Порошенко назвал итоги голосования в Генассамблее настоящим успехом.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Против принятия резолюции о милитаризации Крыма выступили 19 стран, среди которых Армения, Узбекистан, Венесуэла, Зимбабве, Северная Корея и Беларусь. Представитель последней, например, счел документ конфронтационным и заявил, что не нашел в резолюции упоминаний Минских соглашений, которые вообще-то касаются Донбасса, а не Крыма. Россия также голосовала против: в Кремле заявили, что с резолюцией не согласны.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
В самом Крыму местные власти считают, что России вовсе не следует отвлекаться на инициированную Украиной резолюцию, а вместо этого нужно продолжать заниматься укреплением экономики и обороноспособности страны. В то же время некоторые действительно замечают повышенный контроль со стороны российских военных.
Что изменит резолюция о милитаризации Крыма? Обсуждение на RTVI
«За последние пять лет стало заметно две вещи: постоянное перемещение военных и огромное количество автозаков на дорогах Крыма и Севастополя», — сказал в разговоре с RTVI крымскотатарский активист, заместитель главы запрещенного в России Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелялов. «Те, кто поддерживают резолюцию, ожидают, что Россия воспримет все замечания и претензии и предпримет меры по восстановлению территориального суверенитета соседнего государства», — добавляет Джелялов.
В том, что серьезных политических последствий принятия резолюции ждать не стоит, уверены эксперты как в Москве, так и в Киеве.
Кирилл Молчанов, украинский политолог: «От резолюции Генассамблеи ООН последствий точно никаких быть не может, она, по большому счету, декларативна, это не решение Совбеза. Данный вопрос с каждым годом все больше и больше „запирается‟, и есть ощущение, что если будет так продолжаться, то уровень поддержки „за‟ и „против‟ в таких голосованиях будет уменьшаться».
Андрей Колядин, российский политолог: «Конечно, по этому поводу могут быть введены новые санкции, сейчас по многим поводам вводят санкции против России. Но то, что Россия откажется от Крыма в ближайшее время, или выведет войска, или перестанет технически перевооружать свою армию, — нет, этого точно не будет».
Представители Москвы в ООН вновь заявили о якобы имеющемся у Вашингтона намерении «разжечь полномасштабную войну между братскими народами». Заместитель постпреда России в ООН Дмитрий Полянский предложил американцам «образумить майданный режим» вместо того, чтобы оказывать военную поддержку. В общем, о милитаризации в контексте принятой резолюции больше всего говорили представители России.